ТРИ ПИКАНТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ
АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО
 В СИБИРИ

 

Николай Новгородов

                       

            После недавнего фильма об Александре Македонском Запад с упоением обсасывает вопрос, был ли он голубым. Восток интересуется совершенно другим: был ли Александр в Сибири?

            Этот на первый взгляд дурацкий вопрос обусловлен ярким противоречием между  исторической и поэтической традициями освещения Восточного похода Александра. Историки, опираясь на античные источники, уверенно заявляют: ни в какой Сибири Александр Македонский не был. Его путь после победы над Дарием и кончиной последнего, пролегал через Гирканию, Парфию, Арриану, Согдиану, Бактрию, Индию и завершился в Вавилоне, где он внезапно скончался.

            Зато поэтическая, особенно изустная, основывающаяся на рассказах ветеранов похода и приписываемом племяннику Аристотеля Каллисфену «Роману обАлександре», весьма схожая у греков, персов, армян, славян, германцев, смело приводит Александра в Сибирь, и не куда-нибудь, а в страну Мрака, то есть за Полярный круг на берега Северного Ледовитого океана. Здесь он по просьбе местных народов строит стену с воротами против свирепых гогов и магогов, угрожающих миру гибелью.

            Восточные поэты Фирдоуси, Низами и Навои, посвятившие Александру отдельные поэмы, уверяют, что «после Дария» Искендер ввязался в долгую и бесплодную войну с русами. Низами в своей поэме «Искенднр –Наме» войне Александра с русами отводит вдвое больше места, чем его войне с Дарием . Александр, пишет Низами, едва не проиграл эту войну.

            «От меня мое счастье отводит свой лик,-

Скулит богоносец как замерзший щенок,-

            Мне походы невмочь! Мне постылы они!

            И в походе на Рус мои кончатся дни!»,

Причитает «поэтический» Александр.

[Низами Гянджеви. Искендер-Наме\ Собр. Соч. т.5. м.: Худ. лит.,1986. 784 с.].

            Но тут вмешивается божественное провидение и Александр, как подлинный избранник богов, чудом побеждает русов. После этого он сразу же замиряется с ними и всячески им благодетельствует

«Шаха русов позвал вождь всех воинских сил

И на месте почетном его усадил.

Вдел он в ухо Кинтала серьгу. «Миновала,-

Он сказал,- наша распря; ценю я Кинтала».

Пленных всех он избавить велел от оков»

Надо заметить, в исторических источниках есть смутные упоминания об этом замирении и предоставлении благ. Чешский историк Вацлав Гайк в «Чешской хронике» (1541 г.) приводит более поздний чешский пересказ текста Грамоты, дарованной Александром скифам (славянам).

Более того, в источниках имеется подтверждение тому, что Александр действительно воевал с русами, которых древние греки называли спорами за то, что жили спорадически, то есть рассеянно. Сигизмунд Герберштейн в XVI веке толковал московитам, что слово Расея означает «живущие рассеянно», то есть «спораден». Царей, с которыми воевали, греки часто называли по имени народа, которым эти цари правили.

Античные источники, особенно Флавий Арриан, уделяют большое внимание войне Александра с царем Пором. Юстин свидетельствует, что Пор, перед решающей битвой, вызвал Александра на поединок, и, мгновенно поразив Букефала, мягко говоря, уронил Александра на землю. Набежавшие телохранители едва спасли Алексанра.

У этого царя Пора (и народа) ученые греки по рассеянности, либо по своей всегдашней презрительности к варварам, забыли первую букву «С». На самом деле народ назывался «споры», а царь, соответственно звался «Спор». Поражение Александра в поединке с русским царем и есть первая пикантная подробность Александрова пребывания в Сибири.

Вторая пикантная подробность касается сибов (сибиряков). Эти не стали воевать с Александром, объяснив это родственными этническими связями с ним (дескать мы потомки Диониса, который сюда приходил). Соседями сибов были сабараки, а царь у них был Сибиртий. Ясно, что Александр при этом гарцевал не по тропической Индии, а по суровой Сибири. У античных авторов весьма недвусмысленно указывается, что Александр, выйдя к Инду, страдал от жестоких морозов и утопал в глубоких снегах (Диодор, Курций Руф, Арриан), а по весне его воины слепли от «снежной слепоты». Зимуя же в устье Инда сжег корабли, спасаясь от холода (Курций Руф). Единственный вывод из изложенного: Индия тогда располагалась в Сибири, а Индом называлась Обь.

Третья вовсе уж пикантная подробность состоит в том, что Александр оставил в Сибири потомство. И, может статься, потомки Александра Великого до сих пор проживают в Сибири.

Сибирским городом Массагой правила красавица Клеофа . Александр, разрушив предместья, засыпал ров бревнами, и двинул на штурм самоходные башни. Клеофа, женщина слабая, забоялась и сдалась, и отдалась, но сохранила царство (Юстин). Сына от Александра она нарекла Александром, он впоследствии стал царем массагетов. А на то, что потомки назвали ее блудницей, она, подобно Екатерине, не обратила внимания

 Остается признать, что в затянувшемся споре поэтов с историками, поэты оказались правы. Остается найти стену, построенную Александром против Гогов и Магогов на краю плато Путорана неподалеку от Полярного круга.

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
  Copyright © Lioncom, 2010. All Rights Reserved