Тайна восточного похода Александра Филипповича

 

Николай Новгородов

           

         Александр, которого по праву называют Великим, стал царем Македонии в 336 году до н.э, когда ему исполнилось 20 лет.  Его отец Филипп-II создал могучую армию, завоевал греческие города-полисы и готовился к военному походу в Персию, но был убит в результате заговора. Дело отца продолжил Александр, осуществив в 334-324 г.г. до н.э. свой знаменитый Восточный поход.

Он прошел Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Месопотамию, Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатаны, Гекатомпил. Целью этого похода было завоевание «всего мира до последнего моря», но главным врагом Александра был все-таки персидский царь Дарий-III. Александр разгромил его огромную армию при Гавгамелах в 331 году до н.э., после чего Дарий бежал, а Александр гнался за ним. Наконец в 330 году до н.э. Дарий был предательски убит своими же приближенными. Александр узнал об этом близ «Каспийских ворот» у южного берега Каспия. Этот момент является рубежным в Восточном походе Александра. До него все передвижения македонского войска прослеживаются по литературным источникам однозначно, а после него начинаются откровенные несуразицы.

            Эти несуразицы тем более странны, что в походе Александра сопровождали ученые греки, наиболее грамотные люди того времени. Два секретаря, Эвмен из Кардии и Диодот из Эретрии вели дневник ежедневных событий. Записки эти позднее стали известны как дорожный царский журнал, или эфемериды. Все расстояния между географическими пунктами измерялись шагами, для чего существовали два специальных человека – шагомеры. На главных дорогах они использовали мерный шнур. И, тем не менее, по признанию автора «Истории древней географии» Дж. О. Томсона, «детальные цифры продвижения Александра в этих местах (имеется в виду в Индии – Н.Н.) безнадежно противоречивы». Противоречий этих много как между разными авторами, так и внутри авторских текстов.

Но величайшая загадка в освещении Восточного похода Александра, - это противоречие между Восточной и Западной традициями в этом вопросе. Восточная традиция называется литературно-фольклорной, поэтической, западная считается научной, исторической. Если верить поэтам и фольклору, путь Александра лежал через Индию, Китай, славянские и кыпчакские степи на Русь. С Русью он долго и безуспешно воевал, как-то не очень убедительно победил, тут же примирился и жаловал Грамоту на вечное владение землей, которой славяне и до него успешно владели. Затем Александр по просьбе местных народов построил стену против злобных гогов и магогов, замуровав их в горе. Завершением его Восточного похода был выход в Северный Ледовитый океан и посещение Гиперборейской прародины. В Гиперборее, которую греки называли островами Блаженных, а русские - Макарийскими островами, Александр виделся с нагомудрецами-рахманами, что свидетельствует о том, что личной целью его похода были древние знания, хранившиеся в Прародине. Греки, у которых учился Александр, уверяли его, что гиперборейские знания неизмеримо превосходили знания других народов по объему и глубине.

            Согласно Западной традиции, Александр «после Дария» дошел до Самарканда и два года «кувыркался» между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей, подчиняя непокорных согдийцев. После этого он перешел Гиндукуш, повоевал индийские племена и спустился по Инду в Индийский океан. Отсюда он пешим порядком через пустыню отправился в Вавилон и на этом пути потерял три четверти своего непобедимого войска – девяносто тысяч воинов.

            Следует заметить, в науке никогда не обсуждался вопрос, какой традиции отдать предпочтение. Считалось, верить надо серьезным историкам, а не несерьезным и где-то даже легкомысленным поэтам. Я внимательно прочитал античных историков Арриана, Квинта Курция Руфа, Диодора, Плутарха, Юстина и Страбона. Опубликовал книжку о Восточном походе Александра, подготовил второе издание, втрое большее по объему и втрое более аргументированное. И я утверждаю, что в споре поэтов с историками античные авторы совершенно недвусмысленно подтверждают правоту поэтов. И, я думаю, это неслучайно, потому что поэты, по сути, являются народной совестью, в то время как историки в ходе истории неоднократно демонстрировали свою продажность власям предержащим.

            В трудах античных историков поражает, прежде всего, невообразимая перепутанность событий. Например, это касается судьбы Клита, брата Ланики, кормилицы Александра. Он был командиром царского эскадрона, в первой же битве с персами спас жизнь Александру.В Самарканде весной 328 г. до н э. Александр по пьяному делу собственноручно убил Клита. Но годом позже, и двумя, и тремя годами позже, Клит четырежды упоминается как продолжающий участие в Восточном походе, командует царским эскадроном на Кофене,  Инде, Гидаспе. А ведь это значит, что, если Александр убивал Клита, и если это было в Самарканде, как об этом пишут историки, то после Инда Александр заходил в Самарканд вопреки их же утверждениям, что из устья Инда он напрямую ушел в Вавилон.

Другой подобный «блуждающий» эпизод – это «поднесение Александру воды». Его античные авторы помещают в разные части похода, в разные обстоятельства, в разное время, причем Арриан относительно этого эпизода признается, что ему «все равно, был ли  совершен он здесь или еще раньше в земле парапамисадов, как об этом рассказывают некоторые».

            В античных источниках содержится масса сведений о пребывании Александра в Сибири, о страданиях от холода и снега, об очень низком стоянии солнца над горизонтом, о полярной ночи, о встречах с этнически близкими сибиряками, о  его войне с русами, о встрече с дикими волосатыми людьми, о выходе к Северному Ледовитому океану и посещении города Фувала. Но при этом, в силу перепутанности последовательности событий в описаниях античных авторов, сибирский маршрут Александра восстанавливается с большим трудом и с большими пропусками.

            Тем не менее, некоторые отрезки маршрута восстанавливаются довольно уверенно. Так, сразу после гибели Дария, еще в 330 г. до н.э. Александр направился по пустыне на север вдоль восточного берега Каспия. С трудом переправившись через Аму-Дарью, которая тогда впадала в Каспийское море, он дошел до реки Урал. Ученые греки описывали берега Каспия и пробовали на вкус его воду. На северном берегу они отметили катастрофичность нагонных наводнений. Перечисляя попадающиеся на пути племена, участники похода называли керкетов, моссинов и халивов. Эти жили на западе, слева от «дороги». На севере и справа жили левкосиры и амазонки.

Вопрос для пятиклассников: куда лежал путь Александра? Академики-историки решили эту задачу с точностью до наоборот и «направили» Александра далеко на юг, почти до берега Индийского океана. А Александр шел себе на север и вышел на реку Урал, которая тогда называлась Яксарт, то есть Яик с Сыртами. Греки называли ее Танаис и считали ее пограничной между Европой и Азией. Жили на ней русские люди уструшаны (устье русской реки-таны). Отсюда открылся путь Александра в Сибирь.

Другой отрезок маршрута относится к 327 г. до н.э., когда Александр направился через горы в «Индию». Он шел Чуйским трактом вдоль Катуни, здесь он воевал катаев, затем через гуреев (Гурьевск) вышел на Дедальские горы (Тутальские скалы), после чего подступил к старинному городу Массаге, столице сибирских мосохов. Здесь Александр опять сталкивается с предками русских людей, здесь у него, как известно, осталось потомство, давшее династию сибирских Александровых.

Третий восстанавливаемый отрезок касается маршрута его выхода из устья Оби. Александр считал Обь Индом. Близ устья «Инда» Александр, чтобы показать, на какую высокую широту он забрался,  измерил длину тени одного дерева в полдень. Она оказалась равной пяти стадиям (ок.900 м.). Такое наблюдение можно было сделать лишь в самой близи от Полярного круга. В устье Оби на Полярном круге Александр посетил знаменитый город Тавала, в котором можно угадывать как библейского Фувала, так и легендарный Туле, лежавший согласно Эратосфену, на Полярном круге. Отсюда через столицу гадросов город Пура он направился в город Норы (Норильск). По дороге он произвел  страшные опустошения, отчего река Мессояха на карте Петра Годунова называлась рекой Кровавой. В устье Енисея, который он называл Гангом, Александр наблюдал огромных морских животных, встречал диких волосатых людей. Последних он запер в горе, построив Железные ворота. По-видимому, это место отмечено на современных картах как Горы Тонель на берегу оз. Кета.

 Согласно Курция Руфа, Александр зимовал в устье этой реки, сильно страдая от холодов сжег корабли, весной, а когда зима «сжалилась» над ним, бросился бежать. В ходе этой зимовки и последующего панического бегства Александр потерял свою непобедимую армию,  90 тысяч из 120. До него такая же  беда случалась с Киром и Дарием, после него с Наполеоном и с Гитлером. Римский писатель Курций Руф сильно удивлялся, как Александр умудрился свой колоссальный позор обратить в  славу победителя. Достаточно было, говорит Руф, одной тысячи доблестных воинов, чтобы добить македонян, но гадросы, собрав воинский круг, постановили отпустить Александра восвояси. Сказалось, видимо, этическое родство, ведь гадросы (геторосы) были  гетманскими Россами.

Таким образом, в IV в. до н.э. Александр Великий предпринял попытку победить Иезекиилевых Роша (Роса) Мешеха (Мосоха, Мосха) и Фувала (Тавала) и не смог. 

 

 

 


 
 
 
 
 
  Copyright © Lioncom, 2010. All Rights Reserved