Русские жёны Александра и его потомок

 

Николай Новгородов

Самое любопытное состоит в том, что в античных источника (Арриан, Курций Руф, Диодор, Юстин, Плутарпх, Страбон) имеются подтверждения тому, что Александр не только воевал с руссами устьрушанами, спалами и гедросами, но и имел трёх русских жён.Как говорится, «война войной, но всё остальное – по расписанию». Согласно античным историкам, у Александра было три сына. Первого звали Гераклом, его матерью была Барсина, дочь Артабаза, назначенного Александром сатрапом Бактрии. Геракл родился в 327 году до н.э. и был убит вместе с матерью в 309 году по приказу Александрова диадоха Полиперхонта.

             Второй сын Александра был рождён знаменитой Роксаной, дочерью Оксиарта, уже после смерти Александра в 323 году. Этот сын был наречён Александром и дожил до 12 лет. В 311 году он вместе с матерью был убит по приказу Кассандра, сына Антипатра. Этот Антипатр был оставлен Александром в Македонии «на царство», то есть на хозяйство, и вот как судьба отплатила своему благодетелю.

Обращаю внимание читателей на корневую основу имён отцов жён Александра – «АРТА». Персидские и арабские ученые X–XII вв. аль-Балхи, ал-Марвази, аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн Русте, Ибн Хаукаль и др. отмечали, что им известны три Древние Руси: Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас-Славия, Салау) и Артания (Арсания, Арта, Арса). Историками Куявия уверенно ассоциируется с Киевской Русью, Славия – с Новгородской Русью, а по вопросу локализации Артании мнения ученых разошлись: Арзамас, Рязань, Пермь, Чердынь, Тмутаракань, Чернигов, Рюген. А.П. Новосельцев высказал опасение, «что вопрос о ней так и не будет до конца уяснен».

До недавних пор никто из историков не пытался рассмотреть сибирскую локализацию Артании. Между тем у персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании:

1. Прежде всего, это упоминание черных соболей, которыми торговала Артания. Они к тому времени были только в Сибири;

2. Кроме того, Артания торговала оловом, которого на Руси не было. Олово в Арту могло поступать из Кукианы – так арабы называли священные иранские горы Хукарья (горы Бырранга). В свою очередь, на Таймыр олово поступало, по-видимому, с востока, с Индигирки.

3. Еще Артания продавала булатные сулеймановы клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. На Руси, да и в Европе, того времени булата еще не знали. Булатную сталь делали в Азии.

4. Из Артании в Индию и Китай поступала желтая медь. Последняя вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей тагарской культуре скифо-сибирского мира. Тагарцы жили в Минусинской котловине и по зоне лесостепи от Енисея до Оби.

5. Своего царя артанские русы называли хаканом. Каганами называли своих правителей тюркские народы в Сибири: жужане (придя в Европу, они стали называться аварами), енисейские кыргызы, уйгуры, печенеги, хазары. Л. Н. Гумилев считает, что в слове каган сливаются два понятия: «кам» – шаман, прорицатель и «хан» – провозглашаемый войском военный предводитель, позже наследственный владетель удела. На средневековых западноевропейских картах в верховьях Оби выше города Грустины показан город Камбалык – город кама.

6. Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, из проса. В середине первого тысячелетия до н. э скифы-сколоты выращивали в Северном Причерноморье столько пшеницы, что кормили хлебом все Средиземноморье. В Сибири же основной возделываемой культурой было просо, которое выращивали современники сколотов динлины (тагарская культура), юэчжи (саки-массагеты), проживавшие на территории Тувы и Алтая, позже гунны, тюрки, кимаки (последние уже в первом тысячелетии нашей эры). Военнопленный баварский солдатик Иоганн Шильтбергер, волею судеб попавший в Сибирь в начале XV в., подчеркивал, что в этой стране совсем не едят хлеба, а сеют одно просо.

Кроме персидских и арабских источников, аргументация в пользу сибирской локализации Артании имеется в западноевропейских и отечественных материалах. На западноевропейских географических картах XVII в., изображавших территорию Западной Сибири, Арта (Арса) помещена на Алтае возле Телецкого озера. Так, на карте Г.Сансона, опубликованной в Риме в 1688 г., город Арса (Arza) помещен южнее Золотого озера, в которое впадает река Lachman, столь созвучная нашему Чулышману, впадающему в Телецкое озеро. Любопытно, что согласно Сансону, Арса является столицей Самарии, иначе говоря, Самаровской земли. Еще более любопытно, что на карте Дж. Кантелли, 1683 г, этот город на южном берегу Телецкого озера поименован Аратой (Arata) (рис.42). Быть может, именно об этом городе упоминали древние шумерийцы как  о городе, с которым они вели оживленную торговлю.

Весьма любопытным остается вопрос, почему персы и арабы 10-12 вв. называли Русь Артанией, ведь слово «арта» считается иранским. Ответ, видимо, в том, что иранцы считали и считают Русь преемницей Турана.

Граф де Гобино в 1853 г. писал, что Артой  сами себя называли мидийцы и парфяне [34]. А Л.Н.Гумилев вполне справедливо считал парфян, изгнавших из Ирана македонян, туранцами [40]. Руководил парфянами буйный паренек из сакского племени парны по имени Аршак. В имени царя Аршака (Арсака), давшего Ирану династию аршакидов (250 г. до н.э. – 224 г.н.э.) видится несомненное сходство с названием средневековой сибирской Руси – Арсой (Артой).

Итак, Арта (Арса) – туранское самоназвание и то, что персы и арабы 10-12 вв прикладывают такое название к столице Руси свидетельствует, что они считали именно Русь преемницей туранской (скифской) Арты. Попросту говоря, иранцы, видимо, уверены, что предками славян и русских являются сибирские скифы – туранцы.

Л.Н.Гумилев подчеркивает, что иранцы и туранцы были родственными племенами арийцев, они были едины в расовом и языковом отношениии. Разделяла их религия- зороастризм, принятый иранцами при царе Виштаспе. Всю культуру, ценности, божества, космологию Зороастризм, по мнению Л.Н.Гумилева, развернул на 180 градусов. Главными врагами иранцев были туранцы, Иран во всем противопоставлял себя Турану. Война между ними продолжалась 236 лет и закончилась победой… Александра Македонского над Персией. Что касается скифов-туранцев то их он победить так и не смог.

Сами иранцы в своей мифологической генеалогии относятся к туранцам как к старшим братьям. Согласно авестийской традиции, у Трайтаона, пятого царя династии Парадата, было три сына: Тур, Салм и Арий, или Аирик. Умирая, Трайтаона (его более позднее имя  Феридун) разделил свое царство на три части: старшему Туру отдал туранскую землю, среднему Салму – Сарматию, а младшему Арию – Иран. Арий, будучи младшим братом по отношению к Туру, соответственно, платил ему дань. Иранцы вскоре изменили вере матерей и отцов, приняли зороастризм и перестали платить дань туранцам, что и послужило причиной войны между ними. В соответствии с господствовавшей в Азии удельно-лествичной системой престолонаследия, именно старшему в роду Туру досталась земля матерей и отцов, легендарная земля иранских предков Арьяна-Вэйджо. В «Авесте» (Гаты 1–5) можно прочесть, что летний день в Арьяна-Вэйджо длится столько же, сколько два самых коротких зимних дня, а зимняя ночь  равняется двум са­мым коротким летним ночам. Летний день и зимняя ночь длятся, соглас­но Авесте, 12 хатр, а летняя ночь и зимний день – 6 хатр [20]. Географи­ческая широта местности, соответствующая такому характерному соот­ношению дня и ночи в момент солнцестояния, составляет 56 градусов. Это широта северной границы сибирской лесостепи, здесь лежат города Красноярск, Томск, Тара. Стало быть, именно на этой широте, в южносибирской лесостепи располагались Арьяно-Вэйджо, а затем Туран [3, 159].

Само же название туров свидетельствует, видимо, о том, что ве­дущим способом их хозяйствования в зоне лесостепи было оседлое ско­товодство, а ведущим животным в стаде была корова. Отсюда можно предполагать, что туранцы представляли собой ту часть индо-ирано-туранской общности, которая осталась на земле предков после исхода индоариев в Индию, а иранцев в Бактрию. В ходе переселения иранцы изменили способ хозяйствования – стали разводить овец, а индоарии и туранцы сохранили верность корове. У индусов корова до сих пор считается священным животным, туранцы же, судя по всему, считали своим тотемным животным быка – тура, тавра.

А.М. Малолетко отмечает наличие в Сибири многочисленных туранских топонимов, а также рунические туранские надписи в археологиче­ских памятниках. К числу топонимов относятся несколько горных вершин Брус, река Туран, вершина Туран и город Туран в Туве и возле устья р. Тубы, райцентр Краснотуранск на Енисее, пос. Тура на Нижней Тунгуске. В этот же ряд, трассируя направление миграции туров, ложится и уральское Верхотурье [104].

Судя по тому, что после ухода индоариев и иранцев туранцы остались на земле матерей и отцов, именно туранцы представляются пра­вопреемниками индо-ирано-туранской общности, ее священной террито­рии, языка, веры, традиций и жизненного уклада.

Туранцев традиционно считают скифами, а скифов, не оставивших письменных памятников, судя по звучанию их имен, сохранившихся в древнегреческой оглассовке,  относят к иранцам. Разумеется, обозначенное выше родство между старшими братьями туранцами и младшими иранцами предполагает известное сходство имен, но насту­пившая после Заратуштры и очень долго длившаяся враждебность между ними не позволяет относить их к одному народу. Более правильным представляется предположение о том, что туранцы являются предками славян. Не случайно в состав туранской общности великий персидский поэт Фирдоуси включал царство Руиндиж. В поэме «Шахнамэ», написанной на рубеже I и II тысячелетий нашей эры царем этого государства назван Арджасп. В среднеперсидских источ­никах «Затспрам» и «Денкарт»  очень определенно указывается время начала  войны между туранцами и иранцами: через тридцать лет после озарения Заратуштры, через восемнадцать лет после обращения иранского царя Виштаспы, принявшего зороастризм, и за семнадцать лет до смерти Заратуштры. В настоящее время Заратуштра считается иранистами реально существовавшей личностью. Разные источники по-разному датируют время его жизни: самое раннее – к XV в. до н.э., самое позднее – к VI в. до н.э. И.В. Рак считает, что большинство объективных данных позволяет с достаточной уверенностью принять хронологические рамки от средины IX в. до начала VII в. По пехлевийской традиции Заратуштра жил за 258 лет до Александра Македонского. При этом годом Александра считается год завоевания Ирана – 330 г до н.э., а годом Заратуштры – его просветление, год, когда он был осенен истиной новой веры – 588 г. до н.э. Считается, что в момент озарения ему было 42, и умер он в 77 лет. Через 12 лет после озарения Заратуштры его религию принял царь Ирана Виштаспа. Следовательно, война между иранцами и туранцами началась не позднее 576 г. Согласно иранской мифологии, на первых порах победу одержали туранцы и их предводитель Франграсион 12 лет царствовал в Иране, прежде чем был изгнан. Вряд ли можно считать случайным совпадением то, что династия ахеменидов, связанная с именем ее основателя Кира-Второго, началась  в Иране в 558 г. до нашей эры. От озарения Заратуштры до воцарения Ахеменидов прошло 18 лет, в том числе 6 лет войны и 12 лет правления Франграсиона [159].

Наличие артанской корневой основы в именах того и другого тестя Александра, позволяет предполагать, что невесты Александра были русскими принцессами.

            Судьба третьего сына Александра была вполне счастливой, он не был убит в детстве, повзрослел и стал царём. Возможно, потому что был рождён не в цивилизованном античном мире, а в «варварской» Венедии». Поясню, почему я «Индию» называю Венедией. Оттолкнусь от странного высказывания Страбона об «Индии»: «Наиболее достоверным представляется краткий рассказ Эратосфена о земле, которую в его время считали Индией, т.е. когда Александр напал на эту страну». Страбон намекает, что Александр нападал на другую страну, не Индию, ту страну лишь считали Индией. За столетие-полтора до Александра Геродот называл индов, добывавших янтарь на берегах реки Эридан, впадавшей в Северное море, вендами, а Софокл их же называл индами. Именно поэтому я заменил в тексте «индов» на венедов».

 О рождении третьего сына Александра сообщает Юстин и пишет следующее: Александр направился к Дедальским скалам  «и к царству царицы Клеопиды. Она отдалась Александру и получила от него благодаря этому своё царство обратно, добившись путём соблазна того, чего она не смогла достигнуть оружием. Сына, родившегося у неё, она назвала Александром. Он впоследствии овладел Индийским царством. Царица Клеопида с того времени за несоблюдение целомудрия получила от индийцев прозвище царской блудницы».

            К сожалению, Юстин ничего не говорит о том, остались ли у Александра, сына Клеопиды и Александра Македонского, дети. Мы можем лишь предполагать наличие у него детей на основании того, что в те времена и в той стране гомосексуализм не только не поощрялся, но и карался смертью как преступление против человечности. Поэтому все нормальные люди женились на девушках, а не на парнях, и имели детей естественным путём.

            Поскольку прямых данных о потомстве сына Александра  Македонского у нас нет, прибегнем к косвенным данным. Но прежде определимся, где искать? Оттолкнёмся от странного высказывания Страбона об «Индии»: «Наиболее достоверным представляется краткий рассказ Эратосфена о земле, которую в его время считали Индией, т.е. когда Александр напал на эту страну». Страбон намекает, что Александр нападал на другую страну, не Индию, ту страну лишь считали Индией.

Совершенно об этом же свидетельствует литературная и поэтическая версия похода Александра Македонского. В отличие от всем известной исторической версии, поэты говорят, что после гибели Дария Александр пошёл не на юг в Индию, а на север, пересёк кыпчакские степи, посетил Китай (Катай), долго воевал с руссами, дошёл до Моря Мрака и близ его берегов построил Медные ворота против Гогов и Магогов.

            Низами Гянджеви в поэме «Искендер-Намэ» говорит, что русским войском в войне с Александром командовал некто Кинтал. В «Романе об Александре Македонском по русской рукописи XV века» в числе «индийских» царевичей упоминается некто Кандавкус. Его мать звали Клеопила Кандакия, царица Марсидонская. Чрезвычайное сходство имён Клеопиды и Клеопилы принуждает нас рассмотреть версию о том, уж не один ли и тот же это персонаж?

В романе, правда, не говорится впрямую, что Клеопила отдалась Александру и родила ему сына, но это лишь благодаря величайшей целомудренности нашей литературы. Вот этот текст: «И пошёл Александр войной на Марсидонскую страну; женщины же марсидонские, услышав об этом, обрадовались». Тогда Александр, представившись своим воеводой Антиохом, отправился на разведку в Марсидонское царство. Царица Клеопила его мгновенно распознала и, «взяв Александра за руку, повела его  в царские палаты, показала ему многочисленные сокровища царские и бесчисленное множество жемчуга и камней драгоценных, и множество золота...и, прильнув к нему, обняла его, и стала целовать нежно...».

Таким образом, Клеопида и Клеопила – это скорее всего одно и то же лицо; марсидонский мальчик, сын Клеопилы Марсидонской и Александра Македонского, несомненно, был. И искать его потомков следует не в Индии и не в Пакистане, а на русской земле и среди русских людей. Потому что и Кинтал был русским воином, и Клеопида, уж точно родившая в столице Массаге сына Александра от Александра Македонского, была царицей моссохенцев (мосохов, мосхов, москалей). Академик Берг считал, что от слова мосхи происходит название Москвы. Таким образом, Массага была столицей тогдашней сибирской Московии. Предыдущие и последующие переселения народов привели к тому, что моссохенцы и город Массага появились и в Малой Азии.

С одним из возможных потомков Александра Марсидонского я познакомился на XIV Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции в мае сего года. Он сибиряк, родился в Иркутской области, доктор культурологии, работает в Эрмитаже. Зовут его Леонид Сергеевич Марсадолов. Конечно, без проведения генетической экспертизы что-либо утверждать невозможно, а куда задевали забальзамированное тело Александра Македонского, неизвестно. Ходят слухи, хранится оно ныне где-то в Турции. Но совпадение по согласным у Марсидонского и Марсадолова поразительное. Не правда ли?

 

 

 


 
 
 
 
  Copyright © Lioncom, 2010. All Rights Reserved