О древности русских былин

           

Н.С. Новгородов

 

            В исторической науке достаточно долго продолжался спор о том, когда создавались русские былины о деяниях богатырей.  Был выработан принцип датировки по наиболее древним элементам, встречающимся в былинах. В этой связи необходимо вернуться к былине об Алёше Поповиче и Тугарине Змеевиче.

            Сюжет былины прост. Алёша Попович хитростью побеждает ужасного и непобедимого Тугарина Змеевича. Но интерес к этой былине безмерно возрастает при сравнении её с одним примечательным эпизодом из польской «Великой хроники»: «После кончины королевы Ванды в течение многих лет вплоть до времён короля Александра лехиты были лишены короля, но избирали только воеводу и двенадцать правителей. В его время, как говорят, некий искуснейший в златотканом деле мастер (из рода Попелюшей –Н.Н.), который могуществу Александра противостоял скорее мастерством и трудолюбием, нежели храбростью, принудил уйти последнего из земель лехитов бесславно и не без конфуза. Из-за этого лехиты избрали его королем, дав ему имя Лёшек. Ведь говорят, что Лёшек означает хитрец, так как и победил он непобедимейшего короля Александра хитростью и подвохами» [Великая хроника о Польше, Руси и их соседях», М., 1987. Пролог].

            Лев Прозоров в книге «Времена русских богатырей», М.: «Яуза», «ЭКСМО», 2006, обращает внимание на сходство многих деталей сюжетов русской былины и вышеприведенного эпизода из польской хроники. Во-первых фонетическое сходство имён главных героев: Алёша, Алёшка, Лёшка, Лешко, Лёшек, Лёха. Во-вторых, семантическое сходство имён героев – тот и другой суть плут, обманщик. В-третьих, чрезвычайное сходство фамилий героев. В-четвёртых, тот и другой побеждают своего противника хитростью. В-пятых, Лешек – ткач,  скоморох, Алёша переодевается скоморохом, каликой перехожим. В-шестых, у обоих враг- сын змея; Тугарин имеет отчество Змеевич, а Александр, согласно версии, с некоторым юмором переданной Плутархом, был рождён от Зевса, проникшего в Олимпиаде, будущей матери Александра    в виде змея. В-седьмых, и Тугарин и Александр возносились на небо. Лев Прозоров совершенно справедливо подчёркивает, что для отрицания такого поразительного тождества требуются очень сильные аргументы.

             Выводы, следующие из этого тождества, знаменательны. Былина об Алёше Поповиче и Тугарине Змеевиче создавалась в IV веке до нашей эры. Противником Алёши был сам Александр Македонский. Славяне так или иначе победили Великого и Непобедимого. Таким образом, совершенно неслучайны упоминания Александра Македонского в Польской и Чешской хрониках и в русской Иоакимовой летописи.

            Установление таких исторических фактов чрезвычайно дорогого стоит. Поэтому вся историческая наука России, Польши и Чехии, а ещё лучше – всего славянского суперэтноса, должны бы забросить своё мелкотемье и разобраться  с  Александром: что он делал в славянском мире?

            Очень интересен вопрос, был ли Александр на территории Польши? Этот вопрос связан с другим: когда разделился единый славянский суперэтнос, в какой последовательности отделялись и уходили на новое место жительства славянские народы? И где, наконец, располагалась славянская Прародина?

            Общепризнанно, что маршрут Восточного похода Александра Великого пролегал далеко от территории нынешней Польши. Вместе с тем, длина тени от деревьев в полдень, измерявшаяся учёными греками во время похода, показывает, что войско Александра воевало на широтах 47 – 61 градус Северной широты. Восстановленный маршрут Александра пролегал через реки Урал, Катунь, Енисей, Обь. В горах Путорана он построил Медные ворота против Гогов и Магогов (здесь доныне сохранилось более десятка гог-магоговских топонимов). Здесь же имеются несколько топонимов, соответствующих славянской прародине, описанной в Славянских Ведах.

            Почти полтора столетия назад на Балканах в македонской провинции Болгарии замечательным этнографом Стефаном Ильичем Верковичем было записано огромное количество старинных македонских песен. Веркович был боснийским сербом, панславистом, хорошо знал помакский (македонский) язык. В 1860 г. он выпустил в Белграде сборник «Народне песме Македонски булгара». Всего им было собрано 1515 песен, сказаний и преданий общим объёмом 300 000 строк. С 1862 по 1881 незначительная часть этого собрания (около одной десятой) была им опубликована.

            Главнейшим утверждением «Веды славян» является утверждение о том, что Славянская прародина располагалась совсем не там, где проживали славяне в конце  XIX века. В Ведах убедительно говорится об исходе предков славян с Крайнего севера из Северной прародины, которая македонцами называлась Край-землёй. Край-земля была действительно на краю Евразиатского материка близ Черного, то есть покрытого мраком, моря, в которое впадали два Белых (покрытых льдом и снегом) Дуная. В Край-земле зима и лето длились по полгода, что свидетельствует не только о заполярных условиях этой земли, но о её приближенности к Северному полюсу.

            Итак, славянская прародина Край-земля располагалась в Евразиатском Заполярье. Но оно велико, от Кольского полуострова до мыса Дежнева. Попробуй, поищи!

            Однако в «Славянских Ведах» Имеются другие признаки, позволяющие достаточно  узко локализовать район поисков. В «Ведах» упоминается народ юрийцы. Арабские путешественники Ибн Фадлан и Ал-Гарнати, посещавшие Волжскую Булгарию, Йюрой называли Югру. Коли так, Край-земля располагалась по соседству с Югрой, а это Приполярный Урал и Зауралье.

Кроме того,  в «Край-земле» были Святые горы. В нашем Заполярье есть горы на Кольском полуострове, есть Приполярный Урал, есть горы Бырранга, есть плато Путорана, есть хребты Верхоянский и Черского.   Из перечисленных горных объектов наше внимание привлекают прежде всего горы Путорана. Почему? Потому что в «Славянских Ведах» имеются упоминания топонимов и «героев», весьма схожих фонетически с путоранскими топонимами.

            Во-первых, в «Ведах» упоминается некий дракон, живущий в горном озере и не пропускающий людей через горное ущелье и озеро. Дракона называли Сурова Ламия. Неподалёку от Норильска в горном ущелье плато Путорана есть озеро, называемое Лама. Очень может статься, что озеро Лама близ Норильска названо в честь Суровой Ламии.

            Во-вторых, в  Край-земле, согласно «Ведам», упоминается Чета-край, (Чета-земля, она же Читайская земля). Русский переводчик «Славянских Вед» Александр Игоревич Асов считает возможным называть эту Читайскую землю Китайской землёй. В данном случае речь идёт совсем не о Китае. На средневековой карте Витсена (XVII век) рекой Китаем назывался Енисей, а Китайской землей считалось междуречье Оби и Енисея. Южнее озера Лама в Путоранских горах расположено озеро Хета. На современных картах подпись возле этого озера дублируется в скобках названием Кита. Весь север Сибири между Обью и Енисеем и восточнее характеризуется обилием хеттских гидронимов. Переход «х» в «к» (Хатанга – Катанга, Хетта – Кета) в результате тюркизации очень характерен для Сибири и не только для Сибири.

            В-третьих, частью  Край-земли является Харапское поле. В Харапской земле близ двух Белых Дунаев находилась страна Правды (Шерние-земля). На юге плато Путорана есть река Горбиачин. С учётом закономерного буквоперехода («г» - «х», «п» - «б»), при наличии форманта «чин», Горбиачин проясняет локализацию  Харапского поля и страны Правды.

            В-четвёртых, в «Ведах» говорится о том, что рядом с Харапским полем жили дивьи люди. Они не пахали землю, не сеяли, не занимались никаким производительным трудом, жили грабежом и были по сути дикарями, пещерными троглодитами. Дивы, дивьи люди известны из русских летописей и славянского фольклора. Этих волосатых гигантов использовали в битвах в качестве несокрушимых богатырей. Об этом писал Низами в поэме «Искендер-намэ». В Булгаре арабские путешественники видели их видящими на цепи. Едигею татары подарили двух диких волосатых людей, пойманных в Сибири на горе Арбус.

 На Востоке дивов называли дэвами. Профессолр Б.Ф. Поршнев, доктор исторических наук и доктор философии, считал дивов-дэвов реликтовыми гоминоидами, неандертальцами, дожившими до нашего времени. В настоящее время их называют снежными людьми. Ханты снежных человеков называют «маигики», что позволяет предполагать в них легендарных гогов и магогов. Низами как раз описывал их как диких волосатых гигантов, нападавших на людские поселения и грабивших их.

На западе плато Путорана   между рекой Горбиачин и озером Хетта (Кита) нами обнаружено более десятка гог-магоговских гидронимов: река Тонельгагочар (река Тоннель Гога),река Ирбэгагочар (Рыбная река Гога), река Гогочонда, залив Хантайского водохранилища Могокта (много Магогов) и две реки с таким же названием, река Малая Могокта, реки Мокогон и Умокогон, река Макус, заливы Моген и Могады.  Такое обилие гог-магоговских гидронимов на площади 30 на 30 км свидетельствует, что дивьи люди жили именно здесь.  

Резюмируя вышеописанные совпадения Путоранской топонимики с топонимикой «Славянских Вед» можно предполагать неслучайность этих совпадений. Опять же можно утверждать, что для опровержения этих совпадений требуется очень сильная аргументация. С значительной долей уверенности можно утверждать, что Славянская Прародина, Край-земля – это Таймыр.

Можно также уверенно предполагать, что именно здесь имели дело в Александром Змеевичем наши неразделённые в то время предки славяне.

             

 

 

 

 

 

 

 


 
 
 
 
  Copyright © Lioncom, 2010. All Rights Reserved