В ЗАЩИТУ  МАРКО ПОЛО

          Николай Новгородов

             В последнее время участились нападки на великого путешественника Марко Поло. Он был сыном небогатого венецианского купца Никколо Поло, далматинского славянина по происхождению, поэтому в соответствии с отечественной традицией мы можем уважительно называть его Марком Николаевичем. Его отец  вместе с братом Матвеем осуществил торговую экспедицию в Монголию. Братья славяне так понравились великому хану Угедею, что тот, отправив их с письмом к Папе, повелел им непременно вернуться в Монголию. Они и вернулись, причем Никколо прихватил своего пятнадцатилетнего сына Марка. Это было около 1270 года. Лишь через четверть века Марк Николаевич с отцом и дядей вернулись в Венецию изрядно разбогатевшими, вследствие чего Марко получил прозвище  миллионщика. Вскоре наш герой ввязался в войну с Генуей, попал в плен и в генуэзской тюрьме надиктовал свою знаменитую Книгу, принесшую ему мировую славу. В книге Марко Поло сообщал о том, как он 17 лет служил Великому Монгольскому хану Хубилаю, выполняя разнообразные его поручения, в том  числе административные и дипломатические.   

            Причиной нападок на великого венецианца послужило то, что в своей книге он не упоминает знаменитую китайскую чайную церемонию, не упоминает маленькую ножку китайской женщины, а главное, не упоминает ни разу Великую китайскую стену. Это притом, что он якобы большую часть времени прожил в китайском городе Ханбалыке, по окраине которого проходила эта самая стена. Самые злые из злых языков стали нашептывать, что Марко Поло никакого путешествия на Восток не осуществлял, командировочные деньги пропил в портовых тавернах, и когда за такие деяния был брошен в тюрьму, наслушался там рассказов бывалых бродяг, и по их полу домыслам составил свою Книгу.

             Доказательства тому, что Марко Поло все-таки был на Востоке, а также возможность  однозначного решения, где же его носило, мы можем получить из сопоставления описаний Ханбалыка по Марко Поло и по Рашид-ад-Дину.

            Визирь иранского ильхана Рашид-ад-Дин был современником Марко Поло. Он жил с 1247 г. по 1318 г., а Марко Поло – ок.1254 – 1324гг. Рашид был энциклопедистом своего времени. Он написал трехтомную летопись эпохи Чингисхана, его детей и внуков. Эти современники имели очень схожую судьбу. Оба служили чингизидам: Марко Поло Великому хану Хубилаю, внуку Чингиза, а Рашид-ад-Дин – потомкам другого внука Чингиза – Хулагу в Иране. Оба написали книги, ставшие бесценными источниками по эпохе становления Великой Монгольской империи. Оба сидели в тюрьме, причем Рашид-ад-Дин был-таки казнен по ложному обвинению в причинении вреда методом чародейства. Оба подробно описывали монгольскую столицу Ханбалык. Единственное различие между ними: Марко Поло 17 лет прожил в Ханбалыке, время от времени покидая его для выполнения посольских миссий и других важных поручений Великого хана, а Рашид-ад-Дин в этом городе никогда не был. По-видимому, этим именно обстоятельством обусловлено то, что их описания Ханбалыка сильно различаются. Различий этих шесть.

1. Различие в названии. Рашид-ад-Дин называет этот город Ханбалыком, то есть городом хана, светского владыки и военного предводителя. У Марко Поло он называется Камбалык, то есть город кама, шамана, духовного (и светского) владыки, коего можно именовать императором. Поскольку шаман камлает, а кам шаманит, Камбалык может иметь несколько иную транскрипцию – Шамбалык, что придает вопросу определенную пикантность в силу схожести этой транскрипции с Шамбалой.

2. Различие в состоянии. Рашид-ад-Дин писал, что этот город, называвшийся раньше Джунду и служивший столицей Золотой, а потом Железной империи, был разрушен Чингисханом в 1215 г. и позже заново отстроен Хубилаем. Марко поло пишет, что Камбалык никем не разрушался, и представляет собой цветущий город.

3. Наличие или отсутствие крепостных стен. Рашид-ад-Дин пишет, что Ханбалык был лишен каких-либо укреплений, а Марко поло сообщает о мощной крепостной стене, окружающей город, Поверху ширина стены три шага. В стене было двенадцать ворот, каждые ворота охраняла тысяча стражников.

4. Различие в местоположении. Рашид-ад-Дин пишет, что отстроенный заново город Ханбалык располагался на другом берегу огромной реки. У Марко Поло иная версия:  астрологи предсказали Хубилаю, что жители Камбалыка взбунтуются против него, и тогда Хубилай повелел строить новый город, но не за рекой, а на этом же берегу. Это не спасло Хубилая от восстания в Камбалыке, описанного Марко Поло.

5. Различие в местоположении. Согласно Летописи Рашид-ад-Дина, Ханбалык располагался вблизи моря, залив которого находился всего в шести фарсангах к юго-востоку от города, то есть в 25 км. Марко Поло пишет, что к юго-востоку от Камбалыка вместо моря располагалась обширная горная страна Катай, важной отличительной чертой которой было наличие каменного угля. Жители этой страны добывали каменный уголь для того, чтобы топить свои бани, Бани были в каждом дворе и топились летом через день, а зимой ежедневно.

6. Различие в возрасте. Согласно версии Рашид-ад-Дина, вновь отстроенный Ханбалык должен быть юным городом с соответствующими некрупными размерами. По Марко Поло периметр Камбалыка по крепостной стене составляет 24 мили. Для сравнения, тысячелетний Константинополь во времена Марко Поло имел периметр 18 миль. Справедливости ради следует сказать, что Рашид-ад-Дин, противореча сам себе, говорит, что в Великом диване Ханбалыка хранятся диванные книги за пять тысяч лет. Это значит, что уже  в 3700 году до н.э. этот населенный пункт был крупным городом. Какие  города мира могут претендовать на большую древность, чем Камбалык-Шамбала?

Потрясающая воображение древность Камбалыка хорошо корреспондирует с его размерами и с его населением. Об огромности  населения в Камбалыке косвенно позволяет судить количество проституток, проживавших в предместьях и обслуживавших бесчисленных купцов. Проституток насчитывалось 25 тысяч. Они были сгруппированы в сотни и тысячи, и бесплатно, в качестве дани Великому хану, обслуживали иностранные посольства. Сколько благопристойного народонаселения было в этом городе трудно вообразить, возможно, оно исчислялось миллионами.

            Главный вывод, напрашивающийся в результате сопоставления текстов рассматриваемых авторов, состоит в том, что они, похоже, описывали разные города, расположенные в совершенно разных местностях, имеющие совершенно разный возраст и разную историю. Марко Поло описывает старинный город с многотысячелетней историей, а по Рашид-ад-Дину – это новый город. У Рашид-ад-Дина Ханбалык расположен на берегу моря, а у Марко Поло – «на берегу» угольного бассейна. Рашидаддинновский Ханбалык локализуется в Китае. Известно, что Великий хан Хубилай, завершив завоевание Китая, перенес в эту страну столицу своей империи и назвал ее Ханбалыком в честь прежней столицы. Произошло это между 1264 г. и 1284 г.  Гранадец Ибн-саид ал-Магриби писал, что столицей Великого хана в 1240 г. – 1271 г. был также Ханбалык. Возможно, Марко Поло находился именно в этом городе и поэтому его описание так отличается от описания Рашид-ад-Дина.    И именно поэтому он не упоминает Великую китайскую стену, а пишет в основном  о столь понравившихся ему татарах.

            Где же располагался этот маркополовский Камбалык? Средневековые западноевропейские картографы в лице С. Герберштейна, Г.Меркатора, И. Гондиуса и др. помещали Камбалык на Оби, тем самым прямо указывая нам на то, где же на самом деле 17 лет кувыркался Марко Поло. На карте Сигизмунда Герберштейна (1549 г.) Камбалык помещен в верховьях реки Оби возле Китайского озера. Китайским озером Герберштейн называл Телецкое озеро, а рядом помещал надпись « Область Кумбалык в Китае (Катае)». В этой связи вполне правомочным может служить соображение о том, что прототипом угленосного Катая является Кузнецкий угольный бассейн, издревле населявшийся тюрками.

            На картах Меркатора и Гондиуса уже фигурирует географическая координатная сетка. И хотя использование ее требует введения поправок по долготе, совершенно однозначным представляется следующее:  координаты Камбалыка на этих картах соответствуют вовсе не современному Китаю, а южной Сибири в междуречье Оби и Енисея.

            Таким образом, у нас появляется робкое предположение, что большую часть своего азиатского времени Марко Поло провел на краю Кузбасса в Камбалыке на Оби. Или на каком-либо притоке Оби. Известно, что тюрки считали основной рекой Каму, а не Волгу выше их слияния. Каму и низовья Волги они называли Итилью. По аналогии с этим, тюрки могли считать главной рекой какой-либо приток Оби, скажем Чулым, или Томь. Во всяком случае, на вышеупомянутых картах Камбалык располагается выше по реке и одновременно восточнее города Грустины, а это соответствует скорее Чулыму, нежели Оби. Так или иначе, но локализация Камбалыка вряд ли будет легкой.

            Не менее важно другое. Марко Поло описывает Катай как вполне благоустроенную землю. Здесь множество городов и селений. Города соединялись мощеными дорогами, вдоль которых высаживались деревья. На дорогах создавались почтовые станции со сменными лошадьми. Через реки перебрасывались мосты. Один из них располагался совсем рядом с Камбалыком. Он стоял на 24-х опорах из полированного мрамора, а между опорами вращались 24 мельничных колеса. Реки перегораживались плотинами с созданием крупных прудов. Плотины были оборудованы мельницами и лебедочными подъемниками судов. Большие реки соединялись длинными и широкими судоходными  каналами.

            Готовы ли мы начать поиски всех этих объектов на территории Томской, Кемеровской, Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского краев? Ау, губернаторы, к вам вопрос. Как вы решите, так и будет. А Марк Николаевич обойдется и без вашей защиты.

            В последнее время участились нападки на великого путешественника Марко Поло. Он был сыном небогатого венецианского купца Никколо Поло, далматинского славянина по происхождению, поэтому в соответствии с отечественной традицией мы можем уважительно называть его Марком Николаевичем. Его отец  вместе с братом Матвеем осуществил торговую экспедицию в Монголию. Братья славяне так понравились великому хану Угедею, что тот, отправив их с письмом к Папе, повелел им непременно вернуться в Монголию. Они и вернулись, причем Никколо прихватил своего пятнадцатилетнего сына Марка. Это было около 1270 года. Лишь через четверть века Марк Николаевич с отцом и дядей вернулись в Венецию изрядно разбогатевшими, вследствие чего Марко получил прозвище  миллионщика. Вскоре наш герой ввязался в войну с Генуей, попал в плен и в генуэзской тюрьме надиктовал свою знаменитую Книгу, принесшую ему мировую славу. В книге Марко Поло сообщал о том, как он 17 лет служил Великому Монгольскому хану Хубилаю, выполняя разнообразные его поручения, в том  числе административные и дипломатические.   

            Причиной нападок на великого венецианца послужило то, что в своей книге он не упоминает знаменитую китайскую чайную церемонию, не упоминает маленькую ножку китайской женщины, а главное, не упоминает ни разу Великую китайскую стену. Это притом, что он якобы большую часть времени прожил в китайском городе Ханбалыке, по окраине которого проходила эта самая стена. Самые злые из злых языков стали нашептывать, что Марко Поло никакого путешествия на Восток не осуществлял, командировочные деньги пропил в портовых тавернах, и когда за такие деяния был брошен в тюрьму, наслушался там рассказов бывалых бродяг, и по их полу домыслам составил свою Книгу.

             Доказательства тому, что Марко Поло все-таки был на Востоке, а также возможность  однозначного решения, где же его носило, мы можем получить из сопоставления описаний Ханбалыка по Марко Поло и по Рашид-ад-Дину.

            Визирь иранского ильхана Рашид-ад-Дин был современником Марко Поло. Он жил с 1247 г. по 1318 г., а Марко Поло – ок.1254 – 1324гг. Рашид был энциклопедистом своего времени. Он написал трехтомную летопись эпохи Чингисхана, его детей и внуков. Эти современники имели очень схожую судьбу. Оба служили чингизидам: Марко Поло Великому хану Хубилаю, внуку Чингиза, а Рашид-ад-Дин – потомкам другого внука Чингиза – Хулагу в Иране. Оба написали книги, ставшие бесценными источниками по эпохе становления Великой Монгольской империи. Оба сидели в тюрьме, причем Рашид-ад-Дин был-таки казнен по ложному обвинению в причинении вреда методом чародейства. Оба подробно описывали монгольскую столицу Ханбалык. Единственное различие между ними: Марко Поло 17 лет прожил в Ханбалыке, время от времени покидая его для выполнения посольских миссий и других важных поручений Великого хана, а Рашид-ад-Дин в этом городе никогда не был. По-видимому, этим именно обстоятельством обусловлено то, что их описания Ханбалыка сильно различаются. Различий этих шесть.

1. Различие в названии. Рашид-ад-Дин называет этот город Ханбалыком, то есть городом хана, светского владыки и военного предводителя. У Марко Поло он называется Камбалык, то есть город кама, шамана, духовного (и светского) владыки, коего можно именовать императором. Поскольку шаман камлает, а кам шаманит, Камбалык может иметь несколько иную транскрипцию – Шамбалык, что придает вопросу определенную пикантность в силу схожести этой транскрипции с Шамбалой.

2. Различие в состоянии. Рашид-ад-Дин писал, что этот город, называвшийся раньше Джунду и служивший столицей Золотой, а потом Железной империи, был разрушен Чингисханом в 1215 г. и позже заново отстроен Хубилаем. Марко поло пишет, что Камбалык никем не разрушался, и представляет собой цветущий город.

3. Наличие или отсутствие крепостных стен. Рашид-ад-Дин пишет, что Ханбалык был лишен каких-либо укреплений, а Марко поло сообщает о мощной крепостной стене, окружающей город, Поверху ширина стены три шага. В стене было двенадцать ворот, каждые ворота охраняла тысяча стражников.

4. Различие в местоположении. Рашид-ад-Дин пишет, что отстроенный заново город Ханбалык располагался на другом берегу огромной реки. У Марко Поло иная версия:  астрологи предсказали Хубилаю, что жители Камбалыка взбунтуются против него, и тогда Хубилай повелел строить новый город, но не за рекой, а на этом же берегу. Это не спасло Хубилая от восстания в Камбалыке, описанного Марко Поло.

5. Различие в местоположении. Согласно Летописи Рашид-ад-Дина, Ханбалык располагался вблизи моря, залив которого находился всего в шести фарсангах к юго-востоку от города, то есть в 25 км. Марко Поло пишет, что к юго-востоку от Камбалыка вместо моря располагалась обширная горная страна Катай, важной отличительной чертой которой было наличие каменного угля. Жители этой страны добывали каменный уголь для того, чтобы топить свои бани, Бани были в каждом дворе и топились летом через день, а зимой ежедневно.

6. Различие в возрасте. Согласно версии Рашид-ад-Дина, вновь отстроенный Ханбалык должен быть юным городом с соответствующими некрупными размерами. По Марко Поло периметр Камбалыка по крепостной стене составляет 24 мили. Для сравнения, тысячелетний Константинополь во времена Марко Поло имел периметр 18 миль. Справедливости ради следует сказать, что Рашид-ад-Дин, противореча сам себе, говорит, что в Великом диване Ханбалыка хранятся диванные книги за пять тысяч лет. Это значит, что уже  в 3700 году до н.э. этот населенный пункт был крупным городом. Какие  города мира могут претендовать на большую древность, чем Камбалык-Шамбала?

Потрясающая воображение древность Камбалыка хорошо корреспондирует с его размерами и с его населением. Об огромности  населения в Камбалыке косвенно позволяет судить количество проституток, проживавших в предместьях и обслуживавших бесчисленных купцов. Проституток насчитывалось 25 тысяч. Они были сгруппированы в сотни и тысячи, и бесплатно, в качестве дани Великому хану, обслуживали иностранные посольства. Сколько благопристойного народонаселения было в этом городе трудно вообразить, возможно, оно исчислялось миллионами.

            Главный вывод, напрашивающийся в результате сопоставления текстов рассматриваемых авторов, состоит в том, что они, похоже, описывали разные города, расположенные в совершенно разных местностях, имеющие совершенно разный возраст и разную историю. Марко Поло описывает старинный город с многотысячелетней историей, а по Рашид-ад-Дину – это новый город. У Рашид-ад-Дина Ханбалык расположен на берегу моря, а у Марко Поло – «на берегу» угольного бассейна. Рашидаддинновский Ханбалык локализуется в Китае. Известно, что Великий хан Хубилай, завершив завоевание Китая, перенес в эту страну столицу своей империи и назвал ее Ханбалыком в честь прежней столицы. Произошло это между 1264 г. и 1284 г.  Гранадец Ибн-саид ал-Магриби писал, что столицей Великого хана в 1240 г. – 1271 г. был также Ханбалык. Возможно, Марко Поло находился именно в этом городе и поэтому его описание так отличается от описания Рашид-ад-Дина.    И именно поэтому он не упоминает Великую китайскую стену, а пишет в основном  о столь понравившихся ему татарах.

            Где же располагался этот маркополовский Камбалык? Средневековые западноевропейские картографы в лице С. Герберштейна, Г.Меркатора, И. Гондиуса и др. помещали Камбалык на Оби, тем самым прямо указывая нам на то, где же на самом деле 17 лет кувыркался Марко Поло. На карте Сигизмунда Герберштейна (1549 г.) Камбалык помещен в верховьях реки Оби возле Китайского озера. Китайским озером Герберштейн называл Телецкое озеро, а рядом помещал надпись « Область Кумбалык в Китае (Катае)». В этой связи вполне правомочным может служить соображение о том, что прототипом угленосного Катая является Кузнецкий угольный бассейн, издревле населявшийся тюрками.

            На картах Меркатора и Гондиуса уже фигурирует географическая координатная сетка. И хотя использование ее требует введения поправок по долготе, совершенно однозначным представляется следующее:  координаты Камбалыка на этих картах соответствуют вовсе не современному Китаю, а южной Сибири в междуречье Оби и Енисея.

            Таким образом, у нас появляется робкое предположение, что большую часть своего азиатского времени Марко Поло провел на краю Кузбасса в Камбалыке на Оби. Или на каком-либо притоке Оби. Известно, что тюрки считали основной рекой Каму, а не Волгу выше их слияния. Каму и низовья Волги они называли Итилью. По аналогии с этим, тюрки могли считать главной рекой какой-либо приток Оби, скажем Чулым, или Томь. Во всяком случае, на вышеупомянутых картах Камбалык располагается выше по реке и одновременно восточнее города Грустины, а это соответствует скорее Чулыму, нежели Оби. Так или иначе, но локализация Камбалыка вряд ли будет легкой.

            Не менее важно другое. Марко Поло описывает Катай как вполне благоустроенную землю. Здесь множество городов и селений. Города соединялись мощеными дорогами, вдоль которых высаживались деревья. На дорогах создавались почтовые станции со сменными лошадьми. Через реки перебрасывались мосты. Один из них располагался совсем рядом с Камбалыком. Он стоял на 24-х опорах из полированного мрамора, а между опорами вращались 24 мельничных колеса. Реки перегораживались плотинами с созданием крупных прудов. Плотины были оборудованы мельницами и лебедочными подъемниками судов. Большие реки соединялись длинными и широкими судоходными  каналами.

            Готовы ли мы начать поиски всех этих объектов на территории Томской, Кемеровской, Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского краев? Ау, губернаторы, к вам вопрос. Как вы решите, так и будет. А Марк Николаевич обойдется и без вашей защиты.

 


 
 
 
 
  Copyright © Lioncom, 2010. All Rights Reserved