НУЖНА ЛИ НАМ ИСТОРИЯ НАШЕЙ ЗЕМЛИ?

 

           

Николай Новгородов

 

 

 

В 1918 году большевики расстеляли Великого князя Николая Михайловича. Он был историком, имел доступ в императорский и семейный архивы. Изучая жизнь своего венценосного предка, он пришёл к выводу, что Александр I не умер в Таганроге в 1825 году, а ещё 35 лет жил в Сибири, большую часть в Томске, под именем старца Фёдора Кузмича.

За эту работу Н.М. Романов был избран членом французской академии наук, так высоко был оценён его труд. Российская академия наук и Максим Горький ходатайствовали в Совнарком и лично к Ленину с просьбой сохранить жизнь историку Романову, но Ленин и Совнарком были непреклонны: «Революции историки не нужны!»

Большевистскую логику нетрудно понять: они ведь собирались построить новый мир, разрушив мир старый и отбросив его историю как ненужный хлам. А нам, нынешним, нужна ли нам история наших предков? эта пыль веков? Только без общих слов, а конкретно, то есть в количественном выражении. Сколько мы «отпускаем» на изучение Томского Приобья? Сколько мы платим историкам, археологам, антропологам, этнографам? А получают они то, что называется «слёзы». Вот и получается, что заветам Ленина мы верны и история нам не нужна.

 

%    %    %

 

В стремлении обкорнать или переделать историю большевики не были одиноки и не были первыми. На всём протяжении развития человеческого общества власти предержащие подправляли историю в свою пользу. Но совершенно особая и невообразимая по важности роль в этом процессе «подчистки» истории принадлежит христианской религии, вернее служителям этого культа. На протяжении полутора тысячелетий европейская историческая наука писалась в монастырях и в спорных вопросах трактовалась в пользу учения и истории Христа. Да и не только в спорных вопросах. Сколько книг было запрещено и уничтожено потому, что противоречило Учению! Сколько сведений хранится в секрете от народов в секретных архивах Ватикана?! Сколько духовных ценностей было уничтожено потому, что ценности эти были языческие?!

 

 

Взять, к примеру «Церковную историю» Иоанна Эфесского, 6 век. В ней отсутствует глава 48 «О завоевании и опустошении страны славян». Все главы есть, а эта исчезла, кому-то чем-то помешала. Историки считают эту утрату невознаградимой. Я бы назвал изъятие этой главы преступлением против человечности. Загадка, однако, состоит ещё и втом, что сведения о завоевании славян отсутствуют и у других современных Иоанну историков 6 – 7 веков. Иордан, Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Византийский (Протиктор), Евагрий, Маврикий, Исидор Севильский, Феофилакт Симмоката и Феофан широко и подробно описывают нашествие варваров, включавших славян, на Восточно-Римскую империю, ни словом не обмолвились о победоносном походе Византии на славян. Это странно, потому что человек слаб, больше любит вспоминать о победах, чем о поражениях, и византийские историки в этом плане не твёрдокаменнее всех прочих. Почему же они не описали столь выгодную для себя историю – победоносный поход и богатую добычу? Ответ напрашивается один – по-видимому, такого похода в 6 – 7 веках попросту не было, а Иоанн Эфесский писал о делах давно минувших дней.

 

Ядумаю, можно предположить, что речь у Иоанна в главе 48 шла о походе на славян Александра Македонского. В 334 – 324 годы до н. э. Александр Македонский совершил свой знаменитый азиатский поход. О нём писал Плутарх, Диодор, Страбон, Арриан и многие другие историки. Наиболее полной считается работа Арриана «Поход Александра». Согласно Арриану, Александр прошёл на Восток южнее Каспия, покорил Персию, посетил Среднюю Азию в междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и после этого отправился в Индию, откуда вернулся в Вавилон, и там скончался. Таким образом, у Арриана ничего не сказано о походе Александра в страну Мрака и о строительстве им стены против зловредного народишки Гога и Магога (Яджуджей и Маджуджей на восточный манер). Равным образом, Арриан никак не упомянул о войне Александра со славянами и русами. Это отсутствие объясняется тем, что Арриан, живший на полтысячелетие позже Александра, очень избирательно пользовался историческими источниками, отсекая всё недостоверное с его точки зрения. «Есть и у других писателей сведения, которые показались мне достойными упоминания, - писал Арриан, - и не вовсе невероятными». Благодаря такой фильтрации Арриан даже не упомянул посещение Александром страны вечных снегов в 328 году.

 

%    %    %

 

Вот как писал об этом Диодор: «В этом году Александр выступил против парапамисадов. Страна их лежит на крайнем севере, вся завалена снегом и не доступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть её представляет собой безлесную равнину, покрытую деревнями… Страна не имеет вида обработанной и засаженной: она лежит в сверкающей белизне снегов и застывшего льда, всё неприветливо и неприступно в этой стране… Много солдат, впрочем, и людей, сопровождавших войско, выбилось из сил и отстало. Некоторые ослепли от сверкающих снегов и резкого отражённого света. Ничего нельзя было разглядеть на расстоянии, только по дыму македонцы могли определить, где находятся деревни».

Согласно общепризнанной исторической версии, опирающейся на Арриана, в 328 году Александр находился в Согдиане, между Аму- и Сыр- дарьями. Но разве на равнине в этом междуречье существуют физико-географические условия, описанные Диодором? Там ведь снег выпадает не каждый год и тут же тает. Следовательно, Арриан не включил в свою книгу ту часть описания похода Александра, где он выступает на север против Яджуджей и Маджуджей, посчитав библейских Гогов и Магогов чистейшей фантастикой.

 

%    %    %

 

После постройки Алесандром стены против Яджуджей и Маджуджей, на Востоке распространилось суеверие, что когда необузданные яджуджи и маджуджи разрушат стену и ворвутся в цивилизованный мир, наступит конец света.

Однажды арабскому халифу ол-Васику (842 – 847 гг.) привиделось во сне, будто стена рухнула. Обеспоркоенный, он снарядил экспедицию для выяснения ситуации. Её возглавил Салам ат-Тарджуман, переводчик-энциклопедист, знавший 30 языков.

Салам достиг стены и железных ворот в ущелье, через которое проникали джуджи и маджуджи ранее, и нашёл их целыми. Его путешествие длилось 28 месяцев и, как считают, проходило туда через Тифлис – Аланию – Хазарию – Башкирию – Западную Сибирь – Алтай – Туву и обратночерез Восточный Туркестан – Самарканд – Бухару – Термез – Нисабур – Рей.

Перегараживающие ущелье железные ворота имели две створки, шириной 50 локтей каждая и высотой 75 локтей. Створки были сделаны из железных плит, покрытых медью толщиной четыре пальца и были установлены на двух опорах, заглубленных в грунт на 30 локтей. Это описание сохранилось в труде Ибн-Хордадбеха «Книга путей и стран», записавшего рассказ Салама вскоре после его возвращения.

В 11-м веке Ярослав Мудрый также снаряжал экспедицию на Север и она достигла Железных ворот.

В 1277 г. князь Ростовский Глеб также побывал «близ врат железных у болвана медного…»; правда есть сомнение, что Глеб посетил те самые ворота.

 

%    %    %

 

Обратимся ещё к одному источнику, описавшему поход Александра. Азербайджанский поэт Низами Гянджеви в самом начале 13 века написал роман в стихах «Искандер-наме». В своей работе Низами пользовался трудами персидских и арабских историков, свободными от христианской цензуры. Сам он пишет об этом так:

Ясность мысли моей – от источников знанья

Все науки познав, я добился признанья.

Низами, прибегавший к источникам самым

Достоверным, - всю ложь изничтожил каламом

                                    (перевод с фарси Константина Липскерова).

В своей поэме Низами описывал пребывание Александра в Китае, его войну с русами, основание Булгара, поиски родников живой воды и посещение страны Мрака. По количеству глав и страниц войне Александра с русами Низами посвящает ничуть не меньше внимания, чем войне с Дарием.

Долго кипела кровавая битва, и счастье улыбалось то одной, то другой стороне:

Долго в схватке никто стать счастливым не мог,

Долго счастье ничьё сбито не было с ног…

Кто бесстрашен, коль с ним ратоборствует рус? – спрашивает Низами и рассказывает далее, что даже Александр дрогнул:

Молвил мудрому тот, кто был горд и велик:

«От меня моё счастье отводит свой лик.

Лишь невзгоды пошлёт мне рука небосвода.

Для чего я тяжёлого жаждал похода!

Если беды на мир свой направят набег,

Даже баловни мира отпрянут от нег.

Мой окончен поход. Был он начат задаром!

Ведь в году только раз лев становится ярым.

Мне походы невмочь, мне постылы они!

И в походе на Рус мои кончатся дни!»

Затем, пишет Низами, благодаря личному вступлению в битву божественного Александра, чаша победы как-то неубедительно склонилась в пользу македонцев.

 

  %    %    %

 

 

Общеизвестно, что в Китае Александр Македонский не был. О каком же Китае, в таком случае, идет речь у Низами? Дело в том, что в средневековье Китаем или Катаем называлась страна на юге Западной Сибири, что можно увидеть на средневековых картах Меркатора, Гондиуса, Сансона, Герберштейна и других авторов. Эта страна располагалась в Верхнем Приобье и неслучайно Телецкое озеро на всех картах называлось Китайским. От этого Китая-Катая сохранилось множество гидронимов Китат и Катат. Ближайшие к Томску имеют истоки близ станции Сураново возле Тайги.

Если допустить, что Александр посещал именно этот Китай, то не трудно поверить, что отсюда он сделал бросок в страну Мрака, потратив на это месяц пути. Делал он при этом, правда, по два дневных перехода в сутки.

Одолев затрудненья подобного рода

По два в день государь совершал перехода.

…С месяц был он в пути. Солнце вечная сила

направленье своё в небесах изменила.

Свет от крайнего севера слал небосвод.

В тот же миг наблюдали закат и восход.

К окоему склонялись широты. Меж ними

Крайний север широтами реял своими.

А затем оказались войска в стороне,

Где являлось им солнце лишь только во сне,

Похищала земля свет небесный окрест,

Только мрак был царём этих сумрачных мест.

Столь образное описание Заполярья принуждает думать, что Низами знал, о чём писал: Искандер – таки был в Арктике и построил Железные ворота против Яджуджей и Маджуджей.

 

 

 

Но какие же затруднения преодолел Александр, чтобы обрести в результате возможность двигаться столь быстро, чтобы 1100 километров от широты 56 градусов до широты 66 градусов преодолеть за месяц? Он оставил большую часть поклажи и всех немощных и недужных в подземельях, неизвестно только, естественных или искусственных. Вот как сообщает об этом Низами:

Изобильем смущён войсковым своих сил,

В область Мрака идущий помедлить решил.

Не одна оказалась большая пещера

Возле мест, где стоял стан царя Искандера.

Соизволил тогда государь пожелать,

Чтоб в пещеры вместили всю лишнюю кладь.

И от тех, что с поклажей остались, - в пустыне

Стало людно. Сей край обитаем доныне.

«Буни гар» – «глубь пещер» означает, и вот

Вся земля эту область Булгаром зовёт.

Шахи этой страны (так решившие – правы)

Есть потомки воителей Румской державы.

Историки считают, что булгары пришли в Европу в 4-5 веках нашей эры вместе с гуннами. А во времена Александра Македонского они, по данным палеотопонимики, переселялись из Прибайкалья в Западную Сибирь. Наряду с булгарами мигрировали и другие р-язычные тюрки – хазары и предки чувашей. На стеле возле с. Тосьна у правого притока Енисея реки Туб хазары оставили руническую надпись: «О, страна моя Идиль, вечно существуй!» (перевод С.Г. Кляшторного). При дальнейшем движении на запад хазары и булгары не могли миновать Томское Приобье. В.М. Флоринский считал, что булгары в Европу пришли с Иртыша.

 

 %    %    %

 

Незадолго до смерти, около 920 – 921 гг персидский ученый ал-Балхи написал географический трактат «Книга климатов». Сочинение это в подлиннике не сохранилось, но было переработано ал-Истархи около 930 – 933 гг, и сведения из него содержатся в книге ал-Истархи «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик».

Важнейший для нашей темы пассаж содержится у ал-Истархи: «Что касается хазар, то это имя племени людей, а не название столицы, имя их столицы Итиль: она названа так по реке, которая протекает по ней в Хазарское, по нашему словопроизводству Кайсерское море. Хазары находятся между Хазарским морем, Русом, Руззией и Сериром иначе Сербаром…

Что же касается до реки Итиль, то она вытекает вблизи Кархиза, течет между Каймакией и Руззией, так что образует границу между ними. А затем Итиль течет к Западу по верхнему Булгару и обращается опять к востоку, пока не проходит по Руси, потом по Булгару, затем по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море».

Традиционно в Итили видели реку Волгу, при этом никого не смущали ни Кархиз, ни Каймакия, ни Кайсерское море. Между тем, в Кархизе совершенно уверенно узнаётся Киргиз, коего  Восточной Европе не просматривается. Коли так, то Итилью должен считаться Иртыш, берущий своё начало неподалёку от от современной Киргизии, или Томь, начинающаяся в Горной Шории в совершенной близи от Минусинской котловины, населявшейся в те времена енисейскими киргизами. Не случайно, видимо, две речки, впадающие в Томь справа возле Томска, называются Малой и Большой Киргизками: по ним степняки-киргизы до конца 17 века беспокоили томичей внезапными набегами.

Река Обь, после впадения в неё Томи, течет на северо-запад, потом на запад, потом на север, потом поворачивает на восток и впадает Карское (Кайсерское?) море.

Если ал-Балхи в своем описании хазар имел в виду обской бассейн, то становится объяснимым появление в этом тексте Каймакии. Известно, что кимаки в первомтысячелетии нашей эры проживали по Иртышу. Становится также понятным, что описание ал-Балхи относится ко времени древнее 4 века н.э., когда булгары и хазары в составе гунского нашествия появились в Восточной Европе. Отсюда следун\ет, что Русь и Сербия в те догунские времена распологались также в Сибири. Делается понятным упоминание сербов в составе сарматского войска. Находится, наконец, объяснение тому, что описанная Низами война Македонского с русами не была известна на Руси, ведь воевал он с той Русью, которую арабские и персидские авторы называли Третьей Русью, Артанией. И располагалась Артания в Западной Сибири.

 

                               

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

           

 

 

 
 
 
 
  Copyright © Lioncom, 2010. All Rights Reserved