ИЗ ГИПЕРБОРЕИ В ГРЕКИ ЧЕРЕЗ ТОМСК,
или БОЛЬШАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

          

Николай Новгородов

 

                                    1.  Геродотов путь в Гиперборею

            О Гиперборее мы узнали из древнегреческих мифов, где фигурировал свирепый бог леденящего ветра титан Борей, проживавший в пещере в далеких северных Рипейских горах и из сочинений античных авторов Аристея, Геродота, Далмаста, Гелланика, Помпония-Мелы, Плиния, Овидия, Гесиода и других. Гиперборея - это далекая северная страна, расположенная за Рипейскими горами на берегу ледового Скифского океана, обладающая, несмотря на «северную привязку», теплым климатом, свободна от холодных и знойных ветров. На пригреваемых летним солнцем тучных нивах вызревает обильный урожай, на  склонах гор пасутся неисчислимые стада скота, составляющие главное богатство страны, рощи и леса дарят обильные плоды. Люди в этом царстве правды и справедливости живут в благочестии и благоденствии без войн и распрей и без угнетения человека человеком. Именно с этой счастливой жизнью ассоциируется «Золотой век», легенды о котором имеются у многих и многих народов.

            А у греков и римлян, народов как известно достаточно южных, откуда бы взялась эта странная фантазия о северных землях? От скифов, галлов и... самих гиперборейцев. Строительство Дельфийского храма древние греки приписывали гиперборейцам, а самым первым оракулом в нем считался гипербореец Олен. (Северный олень, однако?). Но более всего, утверждает отец истории Геродот, среди греков о гиперборейцах  известно жителям Делоса - небольшого острова в Эгейском море. По словам делосцев, гиперборейцы посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше, пока они не попадут на остров Делос в храмы Артемиды и Аполлона. Впервые, рассказывают делосцы, гиперборейцы послали с дарами двух дев, Гипероху и Лаодику. В честь этих гипербореянок, скончавшихся на Делосе, эллинские девушки и юноши стригут себе волосы. Так, девушки перед замужеством отрезают прядь волос, обвивают им веретено и кладут затем на могилу гипербореянок в святилище Артемиды. Делосцы рассказывают также, что ранее Лаодики и Гиперохи из страны гиперборейцев прибыли на Делос две молодые женщины - Арга и Опис. Они несли Артемиде священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Могилы Арги и Опис также находятся возле святилища Артемиды, и это наводит на мысль, что и те и другие принесли себя в жертву Артемиде.

            Наряду с этими двумя трагически завершившимися делегациями из Гипербореи, древние греки имели свидетельства еще об одной, более древней, осуществленной гиперборейцем Абарисом, который «бродил по все земле со стрелою в руке и при этом ничем не питался». По Геродоту, он был выходцем из Алтая, а более поздний историк и географ Диодор считал, что из Британии. По словам Диодора, Абарис  своим посещением Греции лишь обновил уходящую в глубочайшую древность дружбу гиперборейцев с делосцами и что некоторые греки навещали таинственный «сферический храм» Гипербореи, оставив в нем богатые дары с эллинскими надписями.

            Позже грекам много рассказывали о Гиперборее пьяницы-скифы. Геродот, посетивший Скифию в 5 веке до н.э., описал торговый путь в Гиперборею, особо подчеркивая правдивость сведений о том, что некоторые скифы время от времени путешествуют в Гиперборею, используя семь переводчиков. «А как перейдешь за Танаис реку, конец земли скифской. Здесь начинается земля савроматов, которая простирается к северу на 15 дней сухопутья по стране, лишенной и диких и саженных деревьев». Традиционно реку Танаис в этом тексте ассоциируют с Доном, однако в древности этим именем называлась иногда Сыр-Дарья. От Сыр-Дарьи на север тянутся зауральские степи, что заставляет думать, что Геродот имел в виду под Танаисом именно Сыр-Дарью. «За ними вторую область занимают Будины, белокурый ( белобрысый) народ, у которых земля, напротив, покрыта всякого рода лесом. Выше Будинов к северу от них лежит прежде всего пустыня ( незаселенное место ) на протяжении семи дней пути, а за пустыней дальше, в восточном направлении, живут Фиссагеты - народ особый и многолюдный. ( В этих гетах можно предполагать весьма многолюдных некогда кетов -Н.Н.). ( Над этими народами, по направлению к востоку, живут другие скифы. До владений этих скифов вся описанная земля состоит из равнин и низей». ( Западно-Сибирская низменность - Н.Н.). Далее геродотов путь лежит к северу по земле каменистой и неровной, в которой легко узнается плато Путорана и где на берегах озера Ессей находилась земля исседонов. Далее за исседонами лежала земля аримаспов, отличавшихся необычными чертами лица, причудливыми обычаями и особой речью. Показательно, что в 60 километрах от Хатанги существует урочище Ары-мас, что переводится с долганского «лесной остров». Надо думать, именно в этом лесу помещал Эсхил конную засаду аримаспов.

            Таким образом, геродотов путь выводит нас к хребту Бырранга, протягивающемуся с запада на восток от Карского моря до моря Лаптевых и отделяющего северный Горный Таймыр от южного равнинного. Уж не Рипейские ли это горы, ведь по рассказам скифов они протягивались как раз с запада на восток « через всю землю»? Но мы застываем перед Быррангой в страхе и недоумении: они совершенно безлесны, местные жители долгане и нганасаны считают, что в этих горах живет сам черт и никогда не кочуют туда. Да и что там делать, ведь Горный Таймыр - это ни что иное, как арктическая пустыня. Я девять полевых сезонов отработал на полуострове Челюскина и уверяю всех интересующихся - жить здесь невозможно, поэтому никакого постоянного населения севернее хребта Бырранга нет. Отсюда возникает естественный вопрос к Геродоту: «Куда ты завел нас, античный Сусанин?»

            Но не будем спешить с приговором, опросим других свидетелей.

                    2. Ведийско-Авестийская прародина.

            Дело в том, что точно такие же россказни, также выводящие нас на Северный Таймыр, имеются и у других народов, сохранивших воспоминания о золотом веке. В первую очередь это относится к арийским народам. В индийских Ведах и иранской Авесте говорится о том, что географические и климатические условия ведийской и авестийской прародины соответствуют не южным Индии и Ирану, а заполярному Горному Таймыру. Об этом свидетельствует:

            1. Очень высокое стояние Полярной звезды над головой. В Индии Полярная звезда едва возвышается над горизонтом и только в Заполярье во время полярной ночи можно видеть, как созвездия описывают вокруг Полярной звезды свои суточные круги, а именно такая картина описана в Ведах.

            2. Описание долгого полярного дня и долгой полярной ночи. В Ведах говорится о том, что на  прародине полгода длится день и полгода ночь. Думается, полугодовая продолжительность, соответствующая Северному полюсу, упоминается в Ведах в фигуральном смысле. Более точной представляется описываемая в Ригведе и Авесте стосуточная продолжительность борьбы Индры за освобождение Солнца из плена, сопровождавшегося мраком. Стосуточная продолжительность полярной ночи соответствует широте местности около 77 градусов. На материковой части Земли есть лишь один полуостров с такой широтой - это полуостров Челюскина в Горном Таймыре.

            3. В Ведах описывается «мерцающий полумрак», именуемый зарей, которая бывает дважды в году и длится каждая 30 суток, включая появление краешка солнца над горизонтом. В Ригведе богиня зари Ушас часто воспевается во множественном числе.

            По правде, это было много дней,

            В течение коих до восхода солнца

            Ты, о заря, была видна нам!

            Многие зори не просветились до конца,

            О дай, Варуна, нам зори до света прожить.

            О дай нам, длинная темная ночь,

            Конец твой увидеть, о ночь!

            4. Северные сияния: « как бы огнецветная радуга и как бы хрусталя искристость, как бы иссиня-черный мазок, и как бы золота груды. То цвета ветки коралла, то как бы белый отблеск, здесь златоцветный, там подобный смарагду, местами подобный жемчужной нити». Дивная поэзия, право!

            5. Берега прародины омываются Северным Ледовитым океаном, называемым в Ведах Молочным. Этот океан простирается к северу от прародины, Индия, как известно, омывается океаном с юга.

            6. С юга священная земля прародины отделяется от всего мира священными же горами Меру ( в Авестийской традиции - горы Хара ), протягивающимися с запада на восток. Половина рек с этих гор течет на север в Молочный океан, половина  на юг. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери.

            К северо-западу от гор Меру на расстоянии 32 тысячи йоджин в Молочном океане расположен чудесный остров Швета-двипа или Белый остров, где живут красивые и могучие люди, приверженные Правде. К северо-западу от мыса Челюскина расположен архипелаг Северная Земля, отделяемый от материка проливом Вилькицкого шириной 56 километров. Отсюда, расчетная длина одного йоджина равна 1,75 метра. Русская сажень, к примеру, равна 2,1 метра, маховая сажень - 1,76 метра и косая сажень - 2,5 метра.

            8. Что касается климата прародины, в Ведах и Авесте дается двойственное описание ситуации. С одной стороны, говорится о том, что климат прародины был благодатным, что здесь вызревало по два урожая за лето. С другой стороны, здесь же говорится о страшном холоде, характеризующем прародину, о долгих холодных зимах, о сковывающих реки льдах, о глубоких снегах.

            Это кажущееся противоречие легко разрешается, если допустить изменение климата прародины во времени. В Авесте по этому поводу говорится прямо: « Родина арьев была некогда светлой прекрасной страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, которые стали поражать ее ежегодно по десять месяцев. Солнце стало всходить лишь один раз, а сам год превратился в одну ночь и один день. По совету богов люди ушли оттуда навсегда».  «И царству Йимы настало триста зим и стало тесно людям и скоту. Тогда Йима выступил к свету в полдень на пути Солнца и расширил свою страну, где люди жили шестьсот лет, а затем снова расширил страну в сторону Солнца и жили в стране девятьсот лет».

            Итак, мы имеем комплекс признаков Ведийско-Авестийской прародины из восьми пунктов, удивительным  образом соответствующий представлениям древних греков о Гиперборее. Хотели бы мы того, или нет, но приходится признать, что только Горный Таймыр отвечает вполне всему этому комплексу, включая наличие субширотного горного хребта вблизи Ледовитого океана, протягивающегося « через всю землю», то есть от моря до моря, относительно неширокой полосы суши между горами и океаном, наличие крупного острова к северо-западу от земли, и, наконец, такая широта этой суши, которая соответствует стосуточной продолжительности полярной ночи. Повторюсь, другого такого участка суши на севере Евразии просто нет. Так что же, выходит, Геродот был прав? Ай да Геродот, ай да древнегреческий сын!

            Следует добавить, что не только у античных и арийских народов сохранились воспоминания о северной прародине и золотом веке. В скандинавских сагах есть предания о том, что их предки под водительством Одина пришли в Скандинавию морем в ладьях и назвали новую землю Скандинавией в честь покинутой родины, которая звалась у них Скандиком, что означало «богатая страна».

            По свидетельству Иордана, у готов, древнегерманского племени, сохранилось предание о приходе их с севера с острова Скандия, Любопытно, что в северной Индии до сих пор поклоняются божеству по имени Сканде, а у легендарного царя Соломона имелся переносной храм Скиния, что означало «богатство».

            Примечательно, что в случае со Скандией и Гипербореей речь идет об одной и той же стране. Доказательство этому мы можем найти у Клавдия Птолемея в его «Географии»: «За Сарматским разливом лежит огромный остров, который называют Скандия или Эритий. И это есть легендарная страна наших предков гипербореев («северян»), горнило народов, кузница народов мира. Там с Рипейских гор исходят великие реки и вдоль их славнейшие в мире луга с бесчисленными стадами скота. Там плодородные поля среди великих лесов, и нигде земля не дает больших урожаев. Отсюда волею Деметры распространилось умение обрабатывать землю, а волею Гефеста - умение ковать металл».

            Упомянутые Птолемеем бесчисленные стада скота в связи с переводом Скандии - «богатая страна» наводит на мысль о возможной этимологической связи «Скандии» с древнерусским словом «скот». Дело в том, что у древних русов не было слова «богатство», его смысл выражало слово «скот».Языковедам, по-видимому, не составит труда выяснить родственность слов «Скотия», «Скандия»   и Scythia - римское название Скифии.

            Есть еще одна страна, получившая название от слова «скот» - это Шотландия, Известно, что в середине 4-го века север Британии захватили кельты-скотты и назвали эту землю по имени своего племени Scotland.

            В связи с возможной этимологической общностью Скотии и Скифии возникает вопрос, не было ли между кельтами-скоттами и скифами исторической общности? И здесь вспоминается считавшееся недоразумением высказывание Плутарха: «По словам некоторых, Кельтика такая обширная и большая страна, что она от внешнего океана и холодных краев идет в сторону солнечного восхода и Меотиды, где граничит с Понтийской Скифией, Именно оттуда, где смешались эти племена, они выселились не одним непрерывным натиском, но каждое лето двигаясь все вперед и воюя, прошли материк за большой промежуток времени. Поэтому, хотя они делились на много частей с разными названиями, все их войско в совокупности называли кельто-скифами».

                       3. Что могла бы сказать о таймырской прародине современная наука, если бы ее об этом спросили?

            Прежде всего, приходится признать что наука весьма неоднородна. Большая часть ученых все рассуждения о Гиперборее и Ведийско-Авестийской прародине относят к мифотворчеству. Наряду с этим, ряд ученых высказали в печати более серьезное отношение к рассматриваемой теме. Так, известный индийский политический деятель и санскритолог Бал Гангадхар Тилак опубликовал в 1903 году основополагающую работу «Арктическая родина в Ведах», в которой убедительно показал, что географо-климатические условия прародины соответствуют не Индии, но Заполярью. В наше время представления Тилака развивает индолог Н.Р.Гусева, размещающая ведийскую прародину на севере европейской России. Гусева считает, что рядом с ведийцами в прародине жили наши предки и ставит вопрос, не пора ли эту общность назвать арьяславами?

            В 70-80 годы дважды издавалась книга Г.М.Бонгарда-Левина и Э.А.Грантовского «От Скифии до Индии». Эти авторы убедительно показали сходство античных представлений о Гиперборее с Ведийско-Авестийскими представлениями о заполярной прародине. Ведя читателя за собой геродотовым путем эти авторы доходят до урочища Ары-мас и останавливаются, не решаясь назвать горы Бырранга Рипейскими горами, а Горный Таймыр Гипербореей. А жаль.

            Прочие и немалые научные данные, имеющие касательство до арктической прародины, лежат в копилках разных наук: климатологии, лингвистики, этнографии, антропологии, палеотопонимики, археологии.

            Климатология, например, совершенно уверенно свидетельствует, что на протяжении антропогена эпохи похолоданий неоднократно сменялись эпохами потеплений. Максимум последнего оледенения имел место около 18 тысяч лет назад, 13-15 тысяч лет тому назад началось потепление и примерно восемь тысяч лет назад установился так называемый климатический оптимум, продолжавшийся с вариациями около трех тысяч лет. Во время климатического оптимума на побережье Северного Ледовитого океана произрастали смешанные хвойно-лиственные леса, На Таймыре, например, до сих пор обнаруживается множество древесных пней и остатков стволов, местное в районе озера Таймыр в 18-19 веках широко использовало их на топливо.

            Вряд ли вызовет возражение утверждение о том, что смена похолоданий потеплениями самым решительным образом сказывалось на судьбах человеческих племен. Наступающие с севера ледники «сгруживали» все наличествующее человечество к южным горам: Альпам, Кавказу, Тянь-Шаню. Отступающие ледники, напротив, влекли за собой на увлажненные земли с обильным травостоем неисчислимые стада шерстистых и копытных, а за стадами, естественно, тащились племена охотников и собирателей, кем собственно и являлось все тогдашнее человечество. С юга при этом подпирали степи и пустыни.

            Считается, что ко времени отступания последнего оледенения 15 тысячелетий до н.э. на Земле проживало три миллиона человек, из них, вероятно, пятая-десятая часть, то есть 300-600 тысяч человек жили в Евразии севернее Альпийского горного пояса. Именно такое количество людеймогло устремиться на север за мигрирующими стадами и создать первую в истории критическую концентрацию народонаселения на берегах северных морей. До этого племена, рассеянные на безбрежных просторах северной Евразии, возможно, даже не подозревали о существовании друг друга, а на берегах северного океана они начали различать вблизи другие племена и, что очень важно, вынуждены были устанавливать с ними партнерские добрососедские отношения, ибо воинственные племена неизбежно выбраковывались.

            А климатические зоны между тем продолжали смещаться на север, и вслед за ними продолжали мигрировать копытные. Теперь они шли вдоль берегов северных морей, которые на севере Евразии построены своеобразным клином: от полярного круга, проходящего через мыс Дежнева на востоке и  берега Белого моря на западе клин суши все более выдается на север и имеет вершину на мысе Челюскине Таймырского полуострова с широтой этой точки почти 78 градусов. Именно здесь, на севере Таймырского полуострова за хребтом Бырранга произошла критическая концентрация человечества, столь необходимая для создания протоцивилизации.

            Судя по свидетельствам народов, сохранивших воспоминания о прародине, носители этой цивилизации были искусны во всем, они были скотоводами и землепашцами, строителями и фортификаторами ( создавали мегалитические сооружения, плотины, канализацию, водопровод и т.д.), рудознатцами и металлургами ( бронза, железо), гончарами и стеклодувами, мореходами и речниками, причем активно использовали волоковые технологии, имели письменность и астрономические обсерватории. Они носили серьгу в ухе, выращивали речной жемчуг и пили хмельную сому. Власть у них принадлежала великим мужам, махатмам, особо одаренным способностями к ясновидению и психокинезу. Благодаря использованию телепатии и ясновидения сугубо во благо народа, в стране было искоренено вранье, совершенно бесполезное в ситуации, когда тайное неизбежно становится явным. Приверженность Правде - стержневое нравственное качество жителей этой страны.

            Следует заметить, что эпоха бронзы наступила в области протоцивилизации гораздо раньше, чем на остальной территории Земли. И когда вследствие похолодания начался Великий Исход, мигранты вновь попадали в каменный век. И когда они оставляли памятники «походя», то бронза на их стоянках вновь перекрывалась каменным веком. Это же случилось и в самой прародине после ухода гиперборейцев.

            Этнографы и историки достаточно давно выделили чрезвычайно схожую у всех заполярных народов так называемую «циркумполярную культуру». Удивляясь ее высокоразвитости, исследователи предположили существование палеоевразийского этнического субстрата, ответственного за создание этой высокой культуры. Если этими палеоевразийцами были гиперборейцы, все встает на свои места.

            Этнологи признают существование в прошлом автохтонного населения Северной Азии, но спорят по вопросу о том, какой современный народ является осколком этого палеоазиатского этноса. И.М.Золотарева считает, что это лопари и нганасаны. Не случайно, в переводе именно с нганасанского Таймыр означает «богатая  земля», что представляет собой несомненно кальку со Скандии.

            К какому этническому типу относились жители арктической прародины мы не узнаем, пока археологи не накопают достаточно черепов. Однако судя по тому, что в Рамаяне жители Швета-Двипы, то есть Белого острова описываются стройными, плечистыми, великой физической силы людьми, а Махабхарата прибавляет к этому, что владыка Вселенной Рудра-Хара, «носящий светлые косы, камышеволосый, русобородый, лотосоголубоокий всех существ Предок», становится понятным, что речь идет несомненно о европеоидах.

            Антропологи, собственно, и не скрывают, что на основании палеоантропологического материала европеоиды в эпоху неолита и бронзы были почему-то очень распространены в Сибири, будто Сибирь была тогда Европой. Археологи, переходя через Урал и попадая из мира предуральской археологической скудости в царство Западно-Сибирского неолита и бронзы полны недоумения: уж не здесь ли локализовалось все тогдашнее население и Европы и Азии?

            С точки зрения лингвистики, само перечисление «памятливых» о прародине народов недвусмысленно указывает на то, что проблема локализации легендарной Гипербореи - это по существу проблема локализации индоевропейской прародины. Конечно, психологически очень трудно сводить эти, на первый взгляд несводимые, понятия, но надо иметь в виду, что индоевропейская прародина характеризует момент начала складывания языковой общности из племенной неразберихи во время первоконцентрации народов «на острие клина», а Гиперборея характеризует время тысячелетия спустя, время окончания Исхода, когда многие народы уже покинули прародину.

            К величайшему сожалению, чисто академический вопрос об этнической принадлежности населения прародины усилиями скоренько примазывающихся расистов неизбежно приобретает коричневатый оттенок и тогда чистоплотные граждане, опасаясь, как бы куда не вляпаться, обходят проблему далеко стороной. Специально для этих граждан выскажу одно немаловажное соображение. В настоящее время север Евразии населен самыми разными этносами и нет никаких оснований считать, что 12-15 тысяч лет назад, когда происходила первоконцентрация, было по-другому. Если же в прародине собрались племена различных этнических типов, то нет уверенности, что они  перемешались в единый этнотип. Из Ведийско-Авестийских источников известно, что в прародине сложилось общество несмешивающихся каст, а касты эти скорее всего закладывались на этнической основе, поскольку касты вначале назывались варнами, а варна означает «цвет». Таким образом, как это ни удивительно, среди выходцев из прародины мы можем увидеть разные этнотипы и тогда, может статься, нас не так будут удивлять выкопанные археологами «негроиды из Самуськов», равно как монголоидные черты хараппского жреца.

            Представляю как «раздули капюшоны» правоверные языковеды, ведь они с ног сбились в поисках индоевропейской прародины и им хорошо известны четкие ограничения на ее локализацию - это границы распространения бука, горного дуба, черепахи и лосося. Таймыр при этом не просто выпадает из возможных претендентов, но и близко к ним не подходит. А зря, поскольку лингвистами не учитывается значительность изменения климата. В эпоху климатического оптимума в Горном Таймыре вполне могли иметь место все эти «ограничители». Но главное, что характеризует индоевропейскую прародину, что отсутствует практически во всех ее рассмотренных В.А.Сафроновым локализациях и на что так решительно обратили внимание Т.В.Гамкрелидзе и В.В.Иванов,- это горы,   в общем-то невысокие, скорее покрытые лесами предгорья без бурных непреодолимых рек. В Закавказье и Малой Азии, куда указанные авторы на основании «горного ограничения» помещают индоевропейскую прародину, горы несомненно есть и индоевропейцы несомненно жили, но отсутствуют высокоширотные арктические условия ( см. вышеописанные восемь пунктов) и таким образом малоазиатская прародина может рассматриваться только в качестве вторичной, возникшей после прихода переселенцев с Таймыра в результате хеттской миграции.

            То, что первичная индоевропейская прародина имела северную локализацию, обосновывается лингвистами вполне уверенно. Внутренняя реконструкция раннеиндоевропейского праязыка, выполненная Н.Д. Андреевым, вывела его на общность этого языка с раннеалтайским и раннеуральским языками. Эта языковая общность была названа Андреевым бореальным праязыком. Томский этнограф, археолог и лингвист А.П.Дульзон, которого иногда называют предшественником Андреева, полагал, что на роль этого «первоязыка» претендуют енисейские языки полисинтетического типа, прежде всего кетский.

            4. Палеотопонимические цепочки.

            Ну хорошо, устало махнет рукой терпеливый читатель, Таймыр так Таймыр. Дальше-то что? Все равно ведь все ушли оттуда.

            Да, ушли. Но в этом исходе происходило становление многих народов из единой общности, и это не может быть неинтересным этим народам. К сожалению, восстановить  последовательность исхода, да и саму причастность, можно лишь в самых общих чертах.

            Первые миграции из прародины были вызваны, по-видимому, быстро наступившим перенаселением, ведь площадь Горного Таймыра всего 230 тысяч квадратных километров. Первые миграции были относительно малочисленными и поэтому более управляемыми и быстрыми. Они несли преимущественно функцию распространения культуры. Возможно, они начались еще в пятом тысячелетии до н.э., когда в Европе появились курганы - то ли некрополи, то ли астрономические обсерватории.

            С наступлением холодов миграции становились многолюдными и трудноуправляемыми со стороны махатм вследствие разброда в умах и недовольства богами, которые не уберегли родной край от злых демонов, наславших холод.

            На границе со степью происходила длительная остановка, обусловленная резкой сменой хозяйствования и сопровождавшаяся имущественным расслоением и насильственным захватом власти военной верхушкой. Так, по-видимому, свершилась первая великая религиозно-социальная арийская революция, причем победившие «красные»- таков цвет варны военных -кшатриев, доставали своих белых братьев, ушедших из прародины раньше и сохранивших верность вере отцов, по всему миру. «Криводушные», - так в переводе с некоторых тюркских диалектов обозначаются кичащиеся своим благородством арии,  уничтожили цивилизацию Хараппы, Хеттское царство, Трипольскую культуру, пролили море крови и заложили революционный стереотип поведения в индоевропейское сознание на тысячелетия вперед.

            Позже были киммерийцы, скифы, кельты, динлины, гунны, сарматы, такие же воинственные, как их красные учителя. Сибирская Степь с завидной регулярностью вбрасывала в Европу все новые и новые индоевропейские племена, все вновь и вновь ставя вопрос: где же в это время была Европа, уж не в Сибири ли?

            Для нашего повествования особую роль играет хеттская миграция, поскольку именно она наиболее четко проследила путь из Гипербореи в Греки. Несмотря на то, что Исход из прародины был пульсационным и веерообразным, основной путь миграции лежал на юг вдоль Енисея и Оби, весьма вероятно, с использованием водного пути и волоковых технологий при переходе из бассейна Енисея в Обской.

            При выходе в степи и смене уклада жизни происходила остановка, возможно, на 600 лет, как об этом упоминается в Авесте. Одним из таких районов остановки, судя по обилию кетских топонимов, была томская земля. Севернее уже начиналось заболачивание Западно-Сибирской равнины, а здесь вполне можно было сеять хлеба. Кроме того, правобережье Томи весьма богато целебными родниками столь ценимыми хеттами, что они обожествляли их, о чем можно судить по наличию в хеттском царстве специальных храмов, посвященных родникам. Нетрудно понять, почему хетты обожествляли родники, ведь на покинутой прародине все источники перемерзли, как бы были захвачены злыми демонами, и после этого появление воды из-под земли могло произойти лишь благодаря божественному вмешательству.

            Из томской земли путь хеттов лежал через южносибирские и прикаспийские степи, через Кавказ в Малую Азию. После разгрома Хеттского царства арийцами, хетты частично рассеялись по средиземноморью, частично сохранились в Малой Азии с тем, чтобы через многие века создать столь родственную нам Византию. Когда во время первой мировой войны болгарский языковед Б.Грозный сумел прочитать хеттскую библиотеку на глиняных табличках, он был поражен сходством хеттского языка со славянскими языками. Вследствие войны, это открытие осталось в тени.

            Продвигаясь из Гипербореи в Греки хетты оставляли названия рек и местностей, кое-где сохранившиеся до наших дней. От них также «отслаивались» племена, сохранившие свое самоназвание, и по этим цепочкам топонимов и этнонимов мы можем проследить миграционный путь того или иного народа.

             На севере Сибири очень много топонимов и особенно гидронимов с названием Хета или Хетта. На южном  Таймыре есть поселок Хета. Собственно Хатанга получается от слияния Хеты и Котуя. В Енисей в приустьевой части впадают Большая и Малая Хеты. Река Надым, впадающая в Обскую губу с востока, имеет притоки Правая и Левая Хетты, в Левую Хетту впадает правый приток Ай-Хетта с притоком Омрась-Хетта. Выше в Левую Хетту впадает еще одна Ай-Хетта, а справа Нюча-Хетта, что безупречно переводится как Русская Хетта. В районе Норильска есть озеро Кета. Южнее в Томской области в Обь справа впадает река Кеть, названная в честь племени енисейских кетов. Кеты - небольшой осколок хеттской миграции, получил озвонченное название через «к» благодаря тюркскому влиянию. Сравните: Хатанга - Катанга, Ангара - Анкара.

            Южнее хетты оставили гораздо больше «осколков», называвшихся гетами, и надо думать, «г» в этом слове звучало по кубански, с придыханием. Это Дунайские геты, Тира-геты, Тисса-геты, Массагеты или Великие геты с их царицей Тамариссой, наподдававшей самому персидскому царю Киру, Фиссагеты и наконец, Кер-Кеты, проживавшие в северном Предкавказье в районе современного Новороссийска.

             Надо сказать, не только хетты мигрировали из прародины на Северный Кавказ и в этом есть своя логика. Кавказский хребет, протягивающийся в широтном направлении «от моря до моря», чрезвычайно напоминал переселенцам покинутый хребет Бырранга, что и нашло отражение в палеотопонимике. На Северном Кавказе в районе Новороссийска есть горный хребет, называемый Варанда. Время от времени зимой с этого хребта срывается ледяной ветер, называемый Борой. Он поднимает в Цемесской бухте сильное волнение, водяные брызги быстро замерзают, замуровывая печные трубы, окна и двери в домах местных жителей. Намерзая на надстройках и палубах кораблей, лед переворачивает их, так в 1848 году вместе с командой погиб тендер «Струя». Нет никакого сомнения в том, что свое название «Бора» новороссийский ветер получил в честь легендарного Борея, а хребет Варанда назван в честь хребта Бырранга, являющегося прообразом Рипейских гор.

            Скажите после этого, случайно ли скандинавы первый залив Баренцева моря, в котором они высадились, придя морем из Скандии, назвали Варангским ?

            Другая цепочка топонимов, упирающаяся в этноним кавказской национальности: в 400 километрах южнее Хатанги есть озеро Ессей. По ирански озеро, вода будет «дану», «дон», отсюда племя, живущее на берегах Ессея, по ирански звучало бы есседоны или исседоны. Мигрируя на юг исседоны оставили на восточном склоне Урала топо- и гидронимы с названием Исеть, а придя на Северный Кавказ назвались осетинами.

            В реку Хатангу в 100 километрах ниже одноименного поселка впадает река Лукунская, томская земля на правобережье Оби на средневековых картах поименована Лукоморией, местность на северо-западном берегу Азовского моря близ Сиваша зовется Лукоморьем и такое же название имеет излучина реки на севере европейской части России. Случайно ли правители этрусских административно-территориальных образований назывались лукумонами, если сами себя этруски, по свидетельству Дионисия Галикарнасского, называли расенами, а в словаре Стефана Византийского этруски безоговорочно названы славянским племенем?

            И последняя в этой статье топо- этнонимическая цепочка: в Томской области у Оби есть несколько притоков с названиями Чангара и Чигара ( у Чигары, кстати, на карте Ремезова  первоназвание Ченгара), а также есть Чангарский остров. На Сиваше один из полуостровов носит название Чонгарского. На Чонгаре есть 500-метровый холм Гарман, использовавшийся в качестве полевого тока. На юге Украины такие полевые тока носят нарицательное название гарманы. Наконец, в Индии доныне существует индоевропейское племя чангар («провеивающие зерно»), называющее свои полевые тока гарданами.

            Таким образом, из анализа топо-этнонимического материала вырисовывается некая закономерность: если цепочка топонимов и гидронимов  упирается в конце в созвучный и осмысленный этноним, можно с большой степенью уверенности предполагать, что именно это этническое образование протрассировало топонимами и гидронимами путь своей миграции.

            В рассмотренных цепочках совершенно уверенно можно говорить о том, что миграция народов происходила с севера на юг, а не наоборот.

            5. Гиперборея - земля Русов?

            Каждый раз, когда мне на глаза попадается политическая карта мира, я вновь и вновь начинаю подозревать, что у нас украли нашу дохристианскую историю. Начинает казаться, что гигантская страна с ее чудо-языком и колоссальной культурой  возникла из пустоты, при отсутствии каких-либо исторических корней. А наши  историки, будто выполняя завет российских первоисториков немецкой национальности, соревнуются между собой, кто больше оттяпает русской истории в пользу соседей: эти памятники принадлежат одним соседям, эти слова заимствованы у других, а наши предки до самого крещения  «жили в лесе, якоже всякий зверь». А потом неожиданно из этого леса вышли и взяли зачем-то Царьград, не иначе как эти лесные бараны страсть как любили прибивать щиты на новые ворота. И ведь брали Царьград не абы как, а в «тачаночно-ладейном строю», то есть поставив свои ладьи на колеса и подняв алые паруса. Было отчего византийцам забояться. Но скажите мне, какой еще дикий народ из леса выделывал этакое?

            Или, к примеру, Господин Великий Новгород. Мощеные улицы, водопровод, дренажная система, в раскопах - ни одного лаптя, обувь кожаная с узорными аппликациями, всюду шахматные фигуры. Поголовная грамотность, о чем свидетельствуют берестяные грамоты. Подумать только, наши «вышедшие из леса» тетки посылали своим любовникам записки на бересте!  К тому же - республиканская форма самоуправления. Можете вы поверить, что все это возникло назавтра после крещения в Волхове и создано «вышедшими из леса»? Ведь еще в 9-1- веках викинги называли Древнюю Русь страной городов? Так о каком же лесе речь? И кто жил в лесе?  В 11 веке великий книгочей и собиратель библиотеки Ярослав Мудрый выдал свою дочь за французского короля. Бедняжка Анна очень тосковала по златоглавому Киеву в деревне, коей был в то время Париж и сильно недоумевала, как французские короли могут спать без простыней, словно звери на шкурах.

             Одним словом, есть основания подозревать, что в нашей дохристианской истории не все в порядке, если не сказать проще, ее просто нет.

            Когда я вспоминаю, с какой легкостью, даже естественностью русские взяли Сибирь, будто вернулись к себе домой, я начинаю думать, что мы, быть может, потому не находим своих исторических корней, что не ищем их в Сибири и что не только могущество российское, но и история прирастать будет Сибирью. Когда-то на этот путь стал первый попечитель Томского императорского университета профессор В.М.Флоринский, но был обвинен в великодержавном шовинизме и теперь его четырехтомный труд «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни. Опыт славянской археологии» незаслуженно замалчивается. А ведь он говорил о славянских памятниках именно в Сибири.

            Известно, что приходя в самые удаленные уголки Сибири, первопроходцы везде сталкивались с русскоязычным звучанием названий местностей. Ученые объяснили это тем, что поморы проникали в Сибирь и прежде, вот только масштабы явления многих сильно смущали.  Известно также, что многие сибирские племена молились «русскому богу», а уж такого эффекта кратковременные поморские визиты вряд ли могли достичь. Вряд ли случайно кеты, далеко не огнепоклонники, называли огонь «богом», пацана называли «бисан», а к слушателям обращались совсем как Порфирий Иванов: «детки».

            Таймырская привязка индоевропейской прародины позволяет вполне естественно объяснить  наличие русских топонимов и русских богов в Сибири. Этому способствуют многочисленные указания древних о самой прямой причастности наших предков к арктической прародине.

            Согласно библейскому источнику, прародину человечества северную страну у купола мира Ар-Рут Ной отдал во владение любимому внуку Росу.

            Арабские географы раннего средневековья сообщали о существовании среди северных стран огромного «острова Русов», шириной в 30 дней пути.

            По мнению безымянного баварского географа 9-го века сериване ( северяне) - это такое королевство, из которого будто бы вышли все племена славян.

            Из «Рифмованной хроники» герцогов нормандских 12 века:

                 Между Дунаем, Океаном и землей Алан ( мы теперь знаем, что земля алан в то время находилась на берегах озера Ессей -Н.Н.)

                  Есть остров, называемый Сканси,

                 И я полагаю, что это земля Руси.

            Арабский ученый 12-го века Ал-Идриси в своей «Географии» поместил на самом северо-востоке Европы горы Кукайа, аналогичные Рипейским горам античных авторов. С этих гор, указывает Ал-Идриси, стекает могучая река Русийа, в которую впадает шесть больших рек.

В 18 веке аббат Бальи опубликовал гипотезу о том, что часть Русов из Арктиды проникла в Атлантику и создала здесь цивилизацию атлантов Атлантиду.

Итак, с Таймыра уходил один народ, говоривший на одном языке, несомненно имевшем какое-то отношение к древнерусскому. Образование разных народов из этого единого этноса и разных языков из единого языка происходило на границе со степью, в том числе на Томской земле. В этой связи любопытно, что в отличие от кетов, называвших огонь богом, котты и арины обращались к огню «гот» или «готт». Мы уже знаем, что из кетов при движении на Северный Кавказ и в Подунавье произошли геты, а из коттов и аринов, надо думать,   получились готы. Кстати, наибольшее лингвистическое сходство кетского языка К. Доннер усматривает именно с северо-кавказскими и хуррито-урартскими языками, родственными хеттскому. Знаменательно, что аринские топонимы компактно ложатся на левобережье Оби в районе устья Чаи и Кети, и именно здесь были обнаружены две бронзовые чаши работы германских мастеров 12-го века. Причем не только в поселении, одна из них просто выпала из берегового обрыва, завернутая в бересту.

Я полагаю, что средневековые европейские ( и не только европейские) предметы обнаруживаются на нашей земле благодаря тому, что ушедшие из прародины народы постоянно организовывали «противопоток к истокам», и этот противопоток шел по геродотову пути. Знать, не только скифы и греки хаживали в Гиперборею, но и германцы и русичи. На Руси, кстати, издревле существовали путеводители по Сибири. Путь этот прокладывался в Беловодье, так наши предки называли обетованную землю прародины. В этих путеводителях четко прослеживался путь до Томско-Красноярской земли, а дальше «через китайскую землю в Беловодье». Если мы поменяем китайскую землю на кетскую, то свернем на север геродотовым путем прямиком в Гиперборею.

6. Большая туристическая идея.

В 393-летие города Томска я посвящаю эту статью 400-летнему Томскому юбилею в надежде на то, что за оставшуюся семилетку Таймырская прародина будет обнаружена. Но в условиях отсутствия всякого государственного финансирования, эта работа может быть выполнена, мне представляется, лишь туристами, если они «загорятся» поисками прародины. Известно, что туристы народ безыдейный (чем и дороги) и на вопрос поэта «Зачем идете в гору вы?» всю жизнь хранят презрительно-недоуменное молчание. И лишь совсем недавно другой поэт, вернувшись с Тянь-Шаня, наконец-то ответил на этот сакраментальный вопрос Владимира Высоцкого.

Чтобы победу утвердить,

Эгоцентризму на потребу,

Теперь мы можем заявить,

Что выше нас одно лишь небо,

Из поднебесья глядя вниз

Как сказочные исполины.

И помочиться с высоты

На побежденные вершины.

Ну как, скажите на милость, при такой туристической идеологии не возникнет желание   «привязать им динаму к ноге, чтобы ток давали в развивающиеся районы»?

Предлагаемая туристам идея названа большой потому, что рассчитана не только на самых крутых, понимающих, что лучше гор могут быть только горы Бырранга, но и на самых маленьких туристов, скажем, из Центра Детско-юношеского туризма и экологии Кировского районного отдела образования, которые могли бы взяться за изучение целебных родников, использовавшихся древними переселенцами. Туристам средней возрастной категории можно заняться разведкой геродотова пути, который на местности трассируется аномальной растительностью. Известно, что древние пешеходы обихаживали дороги фруктовыми деревьями, чтобы можно было подхарчиться в пути. В этой связи становится понятным, откуда взялись заросли дикой вишни в приишимье, столь удивившие русских первопроходцев. Аналогично этому становится понятным, откуда в районе Хатанги появились заросли красной смородины (биологи считают, что они аномально забрались на север на 450 километров). Быть может в этой же струе заросли красной смородины возле целебных Таловских чаш, и, наконец, наши монопородные кедрачи? Не худо бы изучить обстановку в районе верхнекетских волоков, где, по слухам, бронзу пинают ногами, вскапывая огороды. Одним словом, работы много и работы хватит всем.

Особая надежда у меня на заграницу. «Заграница нам поможет», как это ни выглядит смешно, мне представляется, это как раз тот случай, когда может помочь, ведь в обнаружении нашей общей прародины заинтересованы кроме русских греки, индусы, немцы, иранцы, англичане, шотландцы, ирландцы, французы, испанцы, скандинавы, всех разве упомнишь. Проект поисков общего дома, общей прародины действительно может стать общим.

 

 

 

                                                                                                                

 

 

 


 
 
 
 
  Copyright © Lioncom, 2010. All Rights Reserved