ТРЕТЬЯ РУСЬ - ТОМСКОЕ ЛУКОМОРЬЕ - ТАЙМЫР

                       Говорят, нация, лишенная прошлого, лишена будущего. На отсутствие у России собственной истории и, следовательно, будущего, первым обратил внимание П.Я.Чаадаев. “Басманный философ” более чем определенно выразил сомнение всех западников в том, что славянофилам удастся “когда-нибудь извлечь из нашей исторической почвы нечто такое, что могло бы заполнить пустоту наших душ и дать плотность нашему расплывчатому сознанию”. Опасения Петра Яковлевича были небеспочвенны. Отцы Православной Церкви с одной стороны и “ученые немцы” с другой сделали все возможное, чтобы совершенно убедить россиян, будто история российская началась с приходом во власть варяга Рюрика и с принятия христианства. Попам было нетрудно утверждать, что до крещения русские язычники “жили в лесе якоже всякий зверь”. Возражавшим легко было приписать пропаганду язычества, за что по законам Российской империи даже в 20-м веке назначали несколько лет каторги. Русофобствующие “ученые немцы”, волею судеб первыми писавшие русскую историю, были абсолютно солидарны с лукавыми отцами церкви, и в результате мы имеем то, что имеем, то есть русскую историю без корней.

            Между тем, в 10-м веке, накануне крещения киевлян в Днепре, русичи ну никак не выглядели отсталым народом. В 9 -10-м веках викинги называли Древнюю Русь страной городов. Это не противоречит Тациту, утверждавшему в 60-м году, что германцы еще не знают городов, тогда как славяне имеют их во множестве.

            В 907-м году русы под водительством Олега брали Царьград “в ладейно-тачаночном строю”, то есть в ладьях на колесном ходу под алыми парусами - посуху! Какой другой народ, вышедши из леса, выделывал этакое?

            В следующем веке дочь Ярослава Мудрого, выданная за французского короля, сильно тосковала по златоглавому Киеву в деревне, коей был в то время Париж. И недоумевала, как французские короли могут спать без простыней, словно звери на шкурах?

            В том же 11-м веке новгородские женщины посылали  любимым записки на бересте, а охотники помечали своими инициалами стрелы на пушного зверя. Не о поголовной ли грамотности свидетельствуют эти факты, как и сотни других обнаруживаемых археологами берестяных грамот? Кроме того, раскопки в Новгороде показывают, что город был обустроен водопроводом, дренажной системой, мощеными улицами. В раскопках - ни одного лаптя, обувь - кожаная с узорной аппликацией. Всюду шахматные фигуры. Оправданно ли  начинать историю Руси с принятия христианства, когда мы видим высочайшую культуру русского народа накануне крещения в Днепре и Волхове?

            Но если столь очевидно, что вопреки “ученым немцам” и хитрым попам у Руси таки-была долгая и плодотворная языческая история, то возникает вопрос, где же она скрыта? Откуда пошла-есть Русская земля? Но прежде чем отвечать на этот действительно ключевой вопрос нашей древней истории, давайте решим, какая земля имеется в виду? По другому говоря, сколько их было, русских земель и где они располагались?

* * *

            В девятом - десятом веках арабским и персидским географам были известны три русские земли: киевская, новгородская и третья Русь, которую они называли Артанией, или просто Артой.

            Локализация Артании представляет собой большую географическую  загадку русской истории. Исследователи отождествляют ее с Тмутараканью, Черниговом, Рязанью, Оршей. Однако даже скудные сведения из арабских и норманнских источников задают совсем иной, восточный вектор поиска Артании - Ордынии. Купцы привозили из этой страны черных соболей, свинец и чрезвычайно высококачественные клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. Артанские купцы ничего не рассказывали о своей родине и никому не позволяли себя провожать, а тех, кто незаконно проникал в их страну, попросту топили в реке. Возможно, именно этой скрытностью обусловлен острый дефицит информации о локализации Артании. Известно лишь, что она располагалась между Хазаром и Булгаром.

            Хазары и Булгары появились на Волге (Итили) в четвертом веке вместе с нашествием гуннов. Ранее они жили в Сибири, где зафиксировано множество топонимов, связываемых с этими народами. Более того, на правом притоке Енисея р.Тубе возле с.Тесь найдена руническая надпись “О, страна моя Идиль, вечно существуй!” (перевод С.Г.Кляшторного, 1971). Возможно, арабские авторы имели в виду, что Артания располагалась между сибирскими Хазаром и Булгаром?  Обратимся к тексту “Книги Климатов” арабского географа Аль-Истархи: “Что касается Хазар, то это имя племени людей, а не название столицы, имя их столицы Итиль: она названа так по реке, которая протекает по ней в Хазарское, по нашему словопроизводству в Кайсерское море. Хазары находятся между Хазарским морем, Русом, Руззией и Сериром иначе Сербаром.

            Что же касается до реки Итиль, то она вытекает вблизи Кархиза, течет между Каймакией и Руззией, так что образует границу между ними. А затем Итиль течет к западу по верхнему Булгару и обращается опять к востоку, пока не проходит по Руси, потом по Булгару, затем по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море”.

            В этом описании есть два ключевых слова, позволяющие предполагать в Итили реку Томь и нижнее течение Оби. Слова эти Кархиз и Кайсерское море. В Кархизе легко узнается Киргиз. Енисейские киргизы населяли в первом тысячелетии Минусинскую котловину  и  нынешнюю Хакасию, а Томь имеет истоки в самой непосредственной близости от этих мест. Не случайно две речки, впадающие в Томь справа возле Томска называются Малой и Большой Киргизками: по ним степняки до конца 17 века беспокоили томичей внезапными набегами. Что касается Кайсерского моря, то из него при незначительном стяжении получается Карское море, в которое впадает река Обь. Кроме того, византийский историк Феофилакт Симокатта писал о р.Тиль, которую тюрки называют Черной, а Томь и есть темная или черная река.

* * *

            Есть еще одно важное свидетельство, позволяющее предполагать локализацию таинственной Артании в Томском Приобье. В четырехтомнике немецкого географа Рихарда Хеннига “Неведомые земли” есть ссылка на “Книгу познания”, написанную безымянным испанским монахом в 14 веке. В этой книге упоминается  царство Ардеселиб, находившееся по-соседству с Кара-Китаем. Столицей этого христианского царства монах называет город Грасиону. Вполне логично  предполагать, что Ардеселиб и есть Артания. Коли так, локализация последней значительно облегчается, поскольку столица Ардеселиба в несколько иной транскрипции - Грустина - вместе с соседствующим Кара-Китаем показана на всех картах Сибири, изданных в средние века в Западной Европе. И у Меркатора, и у Сансона, и у Гондиуса, и у Герберштейна город Грустина располагается на Оби. Наиболее детально локализовал Грустину  французский географ Г.Сансон, опубликовавший свою карту в Риме в 1688 году. На его карте обозначена река Томь, в устье которой располагается Грустина. Здесь и сходятся знаменитые черные соболя, томский свинец и не менее знаменитое кузнецкое железоделательное производство. Известно, что государь всея Руси заменял кузнецким людям пушной ясак железным.

            Властвовавший в соседствующем с Кара-Китаем христианском царстве царь Иван называл свою страну “Три Индии” и приписывал ей много чего чудесного. В 12-м веке он присылал письмо византийскому императору Мануилу Комнину. Это письмо перевели с арабского на латынь и переслали папе римскому и Фридриху Барбароссе В сентябре 1177 года папа Александр 3 отправил с посланием к Ивану лейб медика магистра Филиппа, экспедиция которого затерялась на просторах дикой Азии.

            Недавно поискам Иванова царства посвятил специальную работу известный историк и этнолог Лев Гумилев. Делал он это весьма предвзято: “...возьму-ка я ЗАВЕДОМО правильное суждение, что Чингисхан был и его империя существовала и ЗАВЕДОМО сомнительное, что пресвитер Иоанн существовал в “Трех Индиях”, и сопоставлю их на авось. Вдруг от такого сочетания сама собой получится органическая концепция, поскольку у меня уже появятся положительные и отрицательные величины” (выделено мной - Н.Н.). К сожалению, органического ничего не получилось, а получилось что на входе, то и на выходе, - заведомая вымышленность Иванова царства.

* * *

            Предположение о западносибирской локализации Третьей Руси позволяет объяснить расположение загадочного норманнского Острогарда. Известно, что норманны говорили о двух русских землях, Гардариках и Острогарде.. Гардариками норманны называли новгородско-киевскую Русь, а Острогардом - какую-то восточную Русь. В.Н.Татищев, ссылаясь на Гельмгольда, писал: “Русь называется Остергард того ради, что на востоке лежит. Она же и Хунигард имянуется для того, что там первое селение гуннов было”. Далее Татищев ссылается на Артелия: “Второе пришествие в Паннонию гуннов и аваров из русских мест, где и доднесь югра имя свое сохранила”

            Если верить Татищеву, из Руси вышли и готы: “Недавно мне смоленской знатной человек письмом сообсчил, что у князя Радивила видел в древней литовской истории, что готов начало в Руси было, а не чрез море пришли, и для того литва доднесь руссов гути имянуют”.

            Специалист по палеотопонимике томский профессор Алексей Малолетко обнаружил на Оби безупречные готские топонимы. Томские лингвисты отмечают много схождений в говорах обских селькупов с древнегерманскими языками. На германское звучание имен богов обских остяков обратили внимание еще шведские военнопленные, сосланные Петром Первым в Сибирь. Наконец, у испанского монаха в “Книге познания” в составе Ардеселиба упоминается Готия. Все это делает правдоподобным предположение о том, что готов начало было в Третьей Руси на Оби. Это предположение позволяет объяснить весьма странный пассаж у Митридата, который говорит, что на берегах германских есть остров, называемый Озерикта, на котором растут кедровые леса и имеется янтарь. На Оби издревле известны весьма продуктивные кедровники, а недавно обнаружен и янтарь.

            В древности германцы часто хаживали в Острогардию, о чем свидетельствуют надписи на камнях у Перингскиолда: “ Азур в Острогардии в Греции воспитыван был”. “Асгут фельдмаршал в Острогардии и Тургилл, Штурбион померли в Острогардии”. “ Улафон отошел к востоку или в Острогардию и, мужественно нападши, разорил”.  Нетрудно объяснить высокий интерес шведов к Острогардии, если несколькими веками раньше их предки готы вышли из этой земли.

            То, что Острогардия была на Оби, обосновывается еще и тем, что именно здесь археологи находят бронзовые чаши 12-13 веков работы германских мастеров из низовьев Рейна. Одна такая чаша, обернутая в бересту, выпала из подмытого берега р.Кети в ее устье (правый берег Оби), другая обнаружена томским археологом Яковом Яковлевым на левобережье Оби напротив первой при раскопках памятника Алдыган. Объяснить такую концентрацию германских предметов в Приобье товарным обменом затруднительно, поскольку обмен рассеивает предметы. Почему бы не предположить, что эти чаши были принесены на Обь Азуром, Асгутом, Штурбионом, Улафоном и другими германскими путешественниками в Острогард?

            Гипотеза о западносибирской локализации Третьей Руси позволяет рассматривать ее  в составе общего этнопотока, в его накопителе, пульсационно вбрасывавшем в Европу  хеттов, кимров, скифов, сарматов, гуннов, готов и многие другие племена и народы.  Это обстоятельство могло бы совершенно по новому высветить вопрос, откуда  пошла-есть Русская земля.

* * *

            Арабы называли Третью Русь Артанией, тюрки и монголы  Ордой, норманны Острогардом, французы и испанцы Ардеселибом. А как ее называли сами русы? Судя по упоминавшимся средневековым западноевропейским картам, они называли ее Лукоморьем. Это довольно странно, поскольку моря на Западно-Сибирской равнине нет и в помине. Остается предполагать, что название этой земли Лукоморье было принесено сюда нашими далекими предками, переселявшимися в более теплые края из арктической Прародины-Гипербореи, располагавшейся на таймырских берегах ледовитых морей Карского и Лаптевых. Воспоминания о причинах исхода из этой северной Прародины сохранились в глубинах народной памяти.

Постигла нас тьма несветимая,
Солнце угаси светлая,
Свет свой не яви
На лицы земли;
Прежде вечера в часы дневные
Наступила нощь зело темная;
Луча измени естество свое,
Светлая луна во тьму преломися;
Звезды на небеси
Свет свой угаси...
Земля и воды свой плод сократи;
Паде с небес сап горящий,
Пшеницу сломи несозрелую...
Перемени море естество свое...
Наступи зима зело лютая,
Уби виноград зеленый.

* * *

            В древних индийских, иранских, античных, германо-скандинавских, ирландско-британских, славянских, осетинских и многих других источниках существуют упоминания о переселении далеких предков этих народов в современные места их проживания из далекой Прародины. В последней четверти 20-го века у историков сформировалась точка зрения, что речь в этих источниках идет не о разных, а об одной и той же общей для указанных народов Прародине, и что находилась она на севере Сибири.

            В 1997 г. мною была опубликована гипотеза о Таймырской локализации Бореальной Прародины. Предполагается, что концентрация евроазиатских племен на острие евроазиатского клина (п-ов Таймыр)  произошла закономерно в ходе преследования стад копытных, мигрировавших на север за отступающими климатическими зонами в конце последнего оледенения ( около 12 тысяч лет назад). В ходе климатического оптимума, наступившего после отступания ледника, эта концентрация привела вначале к созданию языковой общности, называемой лингвистами бореальной или ностратической, а закончилась формированием протоцивилизации, оказавшей существеное влияние на становление культуры Шумера, Египта, Хараппы, Крито-Микен, Хеттского царства и других культур и народов.

            Завершившее климатический оптимум резкое похолодание привело к пульсационно-веерному исходу из Таймырской Прародины, в котором участвовали ведийцы, авестийцы, хатты, хетты, киммерийцы, скифы, кельты, сарматы, готы, гунны, славяне, динлины и многие другие народы.

            Неизбежная при выходе из сибирской тайги в степи резкая смена жизненного уклада требовала от переселяющихся народов длительной остановки в зоне лесостепи, до 600-900 лет, как об этом упоминается в Авесте. Чрезвычайно благоприятные, даже буквально идиллические геолого-гидрогеологические, ландшафтные и климатические особенности Томского Приобья обусловливали остановку и накопление переселенцев на томской земле с образованием своеобразного этнического котла. Из этого время от времени перегревающегося котла по миграционному коридору в Европу уходили все новые и новые волны переселенцев. Здесь же на длительное время останавливались братья-славяне, здесь существовала Великая Русь, поименованная на западноевропейских картах Лукоморьем.

            В целом глобальный исход из Таймырской Прародины и из промежуточной прародины - Томского Лукоморья - рождал впоследствие ручейковый противопоток “к истокам”, что объясняет ряд загадочных археологических находок на томской земле, например две бронзовые германские чаши 12-13 веков, китайские зеркала, византийские бусы, персидсую отливную форму, изображение египетского Озириса и др.

* * *

            Воспоминание о Прародине и вынужденном переселении из нее сохранилось у многих индоеропейских народов и отражено в памятниках древней литературы Ведах, Махабхарате, Рамаяне, Авесте, Шах-Намэ, Илиаде, Одиссее, древнегреческих мифах, эпосе многих других народов. Прародина в этих источниках - это относительно узкая полоса суши, первые сотни километров, между Ледовитым океаном и священными горами, называвшимися Меру, Хара, Хукарья, Кукайа, Риппы. Эти горы протягиваются с запада на восток от моря до моря. Омывавший берега Прародины океан назывался Молочным, Скифским.

            К северо-западу от Прародины в Ледовитом океане на расстоянии 32 тысячи йоджин расположен священный Белый остров ( Швета-Двица, Скандия). Клавдий Птолемей и Помпоний Мела указывают, что на самом деле это не остров, а архипелаг, состоящий из четырех островов, причем самым крупным из них является наиболее восточный из них.

            Прародина расположена в далеком Заполярье, о чем свидетельствуют характерные для него долгий полярный день и не менее долгая полярная ночь. Продолжительность полярной ночи согласно Ригведе и Авесте достигает 100 суток, что соответствует широте 74 градуса.

            В Прародине описано высокое стояние Полярной звезды, вокруг которой северные созвездия описывают свои суточные круги.

            Для Прародины характерны Северные сияния.

            Суровая снежная зима длится здесь восемь или десять месяцев. Геродот: “Вся эта страна, о которой было сказано, отличается необычно холодными зимами; здесь в течение восьми месяцев мороз такой нестерпимый, что если в это время разлить воду, то грязи ты не получишь”.

            Но, указывают источники, так было не всегда. В Авесте говорится: “Родина арьев была некогда светлой, прекрасной страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, которые стали поражать ее ежегодно по десять месяцев. Солнце стало всходить лишь один раз, а сам год превратился в одну ночь и один день. По совету богов люди ушли оттуда навсегда”

            Кроме того, источники указывают на существование в Прародине обширного озера, из которого в океан вытекает могучая река. Озеро называется Мурсианским, а река Ваги.

            Приведенная совокупность признаков Прародины, если брать ее целиком, без изъятий, соответствует единственному региону на земле, а именно Северному или Горному Таймыру, который, таким образом, и является искомой Прародиной. Во-первых, Таймырский полуостров с великолепными излучинами берега (Лукоморьем) омывается водами Ледовитого океана, поименованного на карте Герарда Меркатора 1595 года Скифским океаном. Во-вторых, именно на Таймыре имеет место быть единственный на севере Евразии горный хребет субширотного простирания - горы Бырранга. В -третьих, к северо-западу от самой северной точки Таймыра на расстоянии 32 тысяч маховых сажен расположен архипелаг Северная Земля, состоящий их четырех островов. В-пятых, Таймыр - это безусловно Заполярье, более того, это самый северный полуостров материковой части земли, имеющий широту от 74  до 78 градусов. Полярная ночь здесь длится от 100 до 130 суток, разлитая вода замерзает 9-10 месяцев в году, а Полярная звезда торчит почти в зените, так что северные созвездия пишут вокруг нее суточные круги. Наконец, на Таймыре имеется крупное Таймырское озеро, из которого вытекает река Нижняя Таймыра и впадает в океан. И последнее, Таймыр и Северная Земля богаты золотом, которого было много в Прародине.

* * *

            Кроме соответствующего Горному Таймыру комплекса физико-географических и климатических признаков, у отца истории Геродота описан торгвый путь из грек в Гиперборею и этот путь также выводит идущих за горы Бырранга на Лукоморье Ледовитого океана. Если ошибиться вслед за А.Македонским и принять за Танаис Сыр-Дарью, а тем более Яик, то геродотов торговый путь проляжет на северо-восток по Западной Сибири через тиссагетов, иирков (Юрга) и отложившихся скифов, затем через плато Путорана (земля каменистая и неровная), где на западе проживают аргиппеи (Игарка), а на востоке Исседоны (озеро Ессей). И путь этот через аримаспов (урочище Ары-мас расположено в 70 км севернее Хатанги) подходит к самым горамм Бырранга, которые суть Рипейские горы, где обитал свирепый Борей.

            Ученые, анализировавшие древние полумифические Веды, Авесту, древнегреческие мифы и прочий относящийся к вопросу материал, локализовали Прародину в самых разных местах. Н.Р.Гусева и С.В.Жарникова вслед за Балом Гангадхаром Тилаком помещали ведийско-авестийскую Прародину на севере Восточной Европы. Академик Б.А Рыбаков локализовал Гиперборею в Прибалтике, Дж.Болтоне в Китае. Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский в замечательной работе “От Скифии до Индии” наиболее приблизились к Прародине. Эти авторы наиболее последовательно и аргументированно отстаивали единство всего комплекса представлений о Прародине и у ведийцев, и у авестийцев, и у древних греков и римлян, и у скандинавов, и у славян. В плане локализации следует отметить, что у этих авторов наиболее часто упоминается север Сибири в качестве возможного претендента на роль Прародины.

            Предположение о Таймырской локализации Прародины - совершенно безумная идея, и значит не лишена шанса быть признанной в отдаленном будущем.


Rambler's Top100 Яндекс цитирования CATALOG.METKA.RU Томск Каталог Томского интернета
      Copyright © Lioncom, 2010. All Rights Reserved